В настоящее время у пенсионеров есть два вида документов, подтверждающих их статус.
До 2015 года Пенсионный фонд России (ПФР) выдавал пенсионерам удостоверения установленного образца. С января 2015 года в связи с изменением функций удостоверения ПФР начал выдавать пенсионерам справки с необходимой информацией. Сейчас получить удостоверение уже нельзя.
Сегодня справки выдаются даже тем пенсионерам, которые вышли на пенсию до 2015 года и потеряли ранее выданное удостоверение.
Эти документы необходимы для подтверждения:
- Факта получения от ПФР определённой суммы пенсионного обеспечения, с указанием суммы пенсии.
- Права на получение различных льгот и пособий для пенсионеров.
Часто справка используется для покупки льготных лекарств и оформления льготного проезда в общественном транспорте.
Справка и удостоверение имеют одинаковую юридическую силу.
Формат справки включает основные сведения о пенсионере. В 2024 году изменений в представляемой информации не планируется.
Почему перестали выдавать удостоверения старого образца?
До 2015 года пенсионеры получали удостоверение, представляющее собой книжечку с личными данными и размером установленной пенсии.
Однако ежегодная индексация пенсий делала информацию в удостоверении быстро устаревшей в части размера пенсии.
ПФР не имел возможности выдавать новые удостоверения каждый раз, поэтому было решено перейти к выдаче справок, содержащих всю необходимую информацию.
Важно! В некоторых регионах вводятся социальные карты, выполняющие функцию подтверждающего документа. Хотя это пилотный проект, его внедрение оправдано.
Как выглядит справка о назначении пенсии?
Образец справки представляет собой лист с напечатанной информацией:
- Наименование органа ПФР, выдавшего справку;
- Полные ФИО пенсионера;
- Номер СНИЛС;
- Дата рождения пенсионера;
- Наименование отделения ПФР, где ведётся пенсионное дело;
- Тип назначенной пенсии;
- Дата назначения и период выплаты пенсии;
- Размер пенсии;
- Номер пенсионного дела;
- Подписи ответственных лиц.
Плюсы и минусы нового документа
Замена удостоверения на справку имеет как плюсы, так и минусы.
К плюсам относится более быстрое оформление справки по сравнению с пенсионным удостоверением.
Справка представляет собой распечатанный лист с печатью. В случае утери или порчи справка быстро заменяется на новую бесплатно.
Тем не менее, у справки нового образца есть больше недостатков. Во-первых, она довольно крупная. Если пользоваться ею в сложенном виде, она быстро изнашивается от постоянного разворачивания и сворачивания. Если же заламинировать, то она станет довольно большой и неудобной для ношения.
Ранее на удостоверениях была фотография, что позволяло сразу подтвердить личность владельца.
На справке указаны только личные данные, поэтому часто приходится предъявлять паспорт вместе с ней. Это необходимо, например, при покупке лекарств в аптеке или получении льготного проездного билета.
Как получить справку?
Документы, необходимые для оформления
При личном обращении в Пенсионный фонд или МФЦ заявителю нужно иметь при себе только два документа — паспорт и карточку СНИЛС. Никакие другие бланки для оформления пенсионной справки не требуются.
По закону за справкой может обратиться не только сам пенсионер, но и его доверенное лицо. В этом случае необходимо оформить нотариальную доверенность. Доверенное лицо предъявляет доверенность и свой паспорт для подтверждения личности.
Обращение в ПФР
Основным органом, который оформляет пенсионные справки, является Пенсионный фонд. Заявитель должен обращаться в отделение, где находится его пенсионное дело. Можно подать заявление одновременно с оформлением пенсионных выплат.
Срок оформления справки в этом случае составляет до 10 дней. Помимо личного обращения, документы с заявлением на получение справки можно отправить по почте. В конверте должна быть опись вложений.
Еще один способ получить справку через ПФР — воспользоваться личным кабинетом на портале фонда. Доступ к нему осуществляется через учетную запись сайта «Госуслуги».
Для подачи запроса на справку нужно воспользоваться разделом «Заказ документов». Готовую справку необходимо получать лично в отделении ПФР.
Можно ли оформить через МФЦ?
В некоторых регионах можно оформить пенсионную справку через отделения МФЦ. Лучше предварительно позвонить и уточнить возможность оформления в МФЦ по месту жительства.
При обращении нужно иметь стандартный пакет документов — паспорт и карточку СНИЛС. Готовую справку получают там же.
За оформлением справки может обратиться как сам пенсионер, так и его представитель по нотариальной доверенности.
Оформление на сайте Госуслуг
Заявление на получение справки можно подать через портал «Госуслуги». Для этого нужно зарегистрироваться на портале и подтвердить учетную запись.
Это можно сделать, например, через отделение МФЦ. Процедура получения справки пенсионера через сайт Госуслуг довольно проста.
На портале нужно перейти в раздел «Установление страховых пенсий, накопительной и пенсий по государственному обеспечению» и выбрать услугу «Выдача справки о размере пенсий (иных выплат)».
После подачи электронного заявления все равно необходимо лично обратиться в отделение Пенсионного фонда и получить бумажную справку.
Стоит ли менять старое удостоверение на новое?
Несмотря на то, что удостоверения больше не выдают, старые документы остаются действительными.
При этом справка не предоставляет дополнительных привилегий по сравнению с удостоверением. Поэтому менять удостоверение на справку не нужно.
Если удостоверение будет утеряно или станет непригодным, пенсионеру выдадут справку нового образца.
Как восстановить СНИЛС при утере и какие документы нужны?
Как оформить СНИЛС для ребенка, зачем это необходимо и какие требуются документы
Процедура получения СНИЛС для физического лица и его назначение
Как заменить СНИЛС при изменении фамилии и где это можно сделать
Доплата к пенсии за иждивенца для работающего пенсионера: размеры, порядок и сроки выплат в 2024 году
Доплата к пенсии за иждивенца для работающего пенсионера: размеры, порядок и сроки выплат в 2024 году