Для тех, кто стремится получать справки, записываться к врачу, изменять документы и выполнять множество других действий онлайн без очередей и бюрократии, портал «Госуслуги» станет незаменимым помощником. Регистрация проходит в несколько шагов, но заметно упрощает повседневные задачи. Мы расскажем, как создать аккаунт на Госуслугах и использовать все преимущества сервиса.
Почему стоит зарегистрироваться на Госуслугах?
Госуслуги — это платформа, предоставляющая доступ к широкому спектру онлайн-услуг от различных ведомств: налоговой, Пенсионного фонда (ПФР), МВД, ГИБДД и других.
В зависимости от типа услуги, зарегистрированный пользователь может:
- получить её сразу онлайн (например, узнать результаты ЕГЭ);
- подать заявку и прийти за результатом в назначенное время, избежав очередей (например, для получения загранпаспорта или замены водительских прав).
На портале можно не только получать услуги, но и оплачивать штрафы, услуги ЖКХ, налоговые задолженности и многое другое.
Некоторые услуги для пользователей портала предоставляются автоматически. Например, после рождения ребёнка ПФР отправляет в личный кабинет матери СНИЛС ребёнка, сертификат на материнский капитал и информацию о доступных выплатах.
Также на Госуслугах можно запросить выписку из трудовой книжки, записаться на приём к врачу, получить выписку о своей кредитной истории и многое другое.
Порядок регистрации на Госуслугах
Создание личного кабинета на портале Госуслуги бесплатно. Регистрация начинается онлайн: на компьютере, планшете или смартфоне — в приложении или мобильной версии сайта. Использование приложения на смартфоне удобно, так как основные функции всегда будут под рукой. Также можно создать профиль на Госуслугах через:
- Онлайн-сервисы некоторых банков — полный список доступен здесь.
- Центры обслуживания: МФЦ, почтовое отделение или другое государственное учреждение, например отделение Пенсионного фонда. Необходимо выбрать удобный центр и прийти туда с паспортом. Сообщите сотруднику о желании зарегистрироваться на Госуслугах и заполните заявление. Для вас создадут личный кабинет, а на номер телефона придёт пароль для первого входа на сайт, который позже нужно будет сменить.
Обратите внимание, что для полноценного использования портала после регистрации необходимо пройти верификацию. На Госуслугах существует три типа учётных записей: упрощённая, стандартная и подтверждённая. От типа учётной записи зависит, какие услуги и в каком объёме будут доступны пользователю.
Упрощённая запись
Это начальный этап регистрации. Для создания такой учётной записи пользователю нужно скачать приложение и авторизоваться. Требуется минимум данных — имя и номер телефона. О том, как создать эту учётку, мы рассказали выше.
Функционал такого профиля ограничен — доступна только справочная информация и оплата штрафов. Например, можно узнать о наличии судебной задолженности, оплатить услуги ЖКХ и записаться к врачу.
Стандартная запись
Если добавить в упрощённую учётку на портале Госуслуг некоторые данные, её можно расширить до стандартной. Для этого нужно ввести номер СНИЛС и данные паспорта РФ.
Система проверит сведения (обычно это занимает не более суток). После этого статус учётной записи изменится на стандартный. Такой профиль позволит узнать о состоянии пенсионного счёта, записаться к врачу и проверить задолженность перед налоговой. Но для полного доступа ко всем услугам портала потребуется подтвердить учётную запись.
Портал использует современные средства защиты персональных данных. Но помните, что безопасность информации также зависит от защиты вашего устройства от вирусов и других киберугроз — смартфона, планшета или ПК, через которые вы заходите на Госуслуги.
Подтверждённая запись
С подтверждённой учётной записью можно пользоваться всем функционалом портала, включая запись ребёнка в детский сад, замену водительского удостоверения или подачу заявления на загранпаспорт.
Такую учётку можно создать сразу, минуя предыдущие этапы регистрации, либо сначала завести упрощённую или стандартную запись, а затем подтвердить свою личность и повысить уровень учётной записи. Это можно сделать двумя способами:
- Через онлайн-банк. Если ваш банк сотрудничает с порталом, вы можете подтвердить запись в мобильном приложении или личном кабинете интернет-банка.
- Лично в центре обслуживания. Это может быть не только МФЦ, но и отделение банка, почты или госорганизации. Удобное для визита отделение можно выбрать на портале. Записываться заранее не нужно. С собой требуется взять паспорт и СНИЛС.
Выбрать удобный способ можно в личном кабинете в приложении. Для этого на главном экране нажмите «Подтвердить».
8 полезных функций «Госуслуг», о которых вы могли не знать
8 полезных функций «Госуслуг», о которых вы могли не знать
Для проверки задолженностей, заказа справок или оплаты штрафов не нужно идти в МФЦ или банк: всё можно сделать в несколько кликов в приложении «Госуслуги». У сервиса есть и другие полезные функции. Расскажем о них подробнее.
Делиться реквизитами документов
Данные паспорта, СНИЛС или ИНН часто нужны внезапно, например, при оформлении договора в фитнес-клубе или заполнении согласия на вакцинацию. Чтобы не носить с собой все документы, их часто фотографируют и хранят в смартфоне, что неудобно, так как требует времени на поиск нужного документа. В приложении «Госуслуги» хранятся данные обо всех документах, и их можно переслать себе или другому человеку в виде текста через любой мессенджер или на электронную почту.
Как это сделать? Откройте «Госуслуги», внизу выберите вкладку «Документы» → «Личные документы». В списке найдите нужный документ, нажмите «Поделиться». Затем выберите, как хотите отправить данные: в мессенджере, по почте или в СМС.
Перейдите в раздел «Документы» и выберите «Паспорт РФ»
На этапе регистрации на Госуслугах необходимо указать данные российского паспорта и СНИЛС, так как это обязательные документы. ИНН, номер военного билета, а также адрес регистрации и проживания можно добавить по желанию и отправить их себе или другому человеку.
Узнать информацию о бюро кредитных историй
Кредитная история включает сведения обо всех кредитах человека: где и когда они были взяты, а также его роль в качестве созаемщика или поручителя. Эксперты советуют проверять свою кредитную историю хотя бы раз в год. Это помогает убедиться, что на ваше имя не оформили кредит мошенники, а также выявить возможные ошибки в данных.
Все данные о кредитах хранятся в бюро кредитных историй (БКИ): по состоянию на 28 декабря 2022 года, в России насчитывается семь таких бюро. История может храниться в одном или нескольких бюро одновременно. Чтобы узнать, в какое из бюро обратиться, используйте услугу «Сведения о бюро кредитных историй».
Как это сделать? На главной странице приложения введите в поиске «бюро». Помощник «Робот Макс» предложит несколько вариантов услуг. Выберите «Для физического лица» → «Узнать свое БКИ» → «Начать». Проверьте данные паспорта и нажмите «Отправить запрос». После отправки запроса на главной странице появится уведомление о статусе услуги.
Примерно через 15–30 минут информация о БКИ будет доступна в вашем личном кабинете.
Введите «бюро кредитных историй» в строку поиска на главной странице, помощник предложит варианты — выберите «Узнать свое БКИ» и нажмите «Начать».
Запрашивать свою кредитную историю можно в каждом бюро: два раза в год бесплатно, а затем по тарифам конкретного БКИ. Для этого перейдите по ссылке из списка БКИ и зарегистрируйтесь на сайте бюро с помощью логина и пароля или через Госуслуги.
Получение справки о доходах 2-НДФЛ
Справка о доходах по форме 2-НДФЛ необходима для получения налоговых вычетов, оформления кредита в банке или пособия по безработице. Документ можно запросить у работодателя или в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы. В первом случае процесс может занять некоторое время, а личный кабинет в налоговой есть не у всех. В приложении «Госуслуги» заказать справку можно в несколько кликов.
Как это сделать? На главной странице выберите раздел «Справки, выписки» → «Сведения о доходах по форме 2-НДФЛ» → «Получить справку». Проверьте данные паспорта и ИНН, выберите год, за который нужны сведения, и нажмите «Заказать справку». На главной странице появится уведомление, что заявление отправлено в ведомство.
На главной странице выберите пункт «Справки, выписки» → «Сведения о доходах по форме 2-НДФЛ» → «Получить справку»
Когда справка будет готова, вы получите уведомление в личном кабинете о выполнении услуги. Откройте его и выберите файл в удобном для вас формате. Электронную справку можно загрузить на смартфон, отправить по электронной почте или через мессенджеры.
Чтобы получить справку, на главной странице выберите заявление и загрузите файл в любом формате.
Оформление карты болельщика
Карта болельщика является документом, необходимым для посещения футбольных матчей. Она выдается в электронном формате с июля 2022 года и на данный момент требуется на 16 стадионах, включая «Газпром Арену» в Санкт-Петербурге, «Лужники» в Москве и «Ахмат Арену» в Грозном. Со временем список стадионов будет расширяться. Попасть на матч без карты невозможно: её номер необходимо указать при покупке билета.
Оформление карты болельщика занимает больше времени по сравнению с получением справки 2-НДФЛ или перечня бюро кредитных историй.
Как это сделать? В приложении выберите раздел «Документы» → пролистайте до «Карта болельщика Билеты» → «Получить» → «Начать». Далее выберите, на кого хотите оформить карту, например, «На себя», и нажмите «Перейти к заявлению». Подтвердите данные паспорта, номер телефона и адрес электронной почты. Приложение предложит указать ваши любимые футбольные клубы. Выберите «Да» или «Нет» и перейдите к странице загрузки фото.
Вы можете сделать фото непосредственно в приложении или загрузить его из телефона. Отредактируйте изображение и нажмите «Сохранить и продолжить». На проверку фото уйдет несколько минут. Если изображение соответствует требованиям, появится сообщение о подтверждении фото — нажмите «Продолжить». Заявление будет отправлено в ведомство, и после проверки вам придет уведомление. Затем вам нужно будет выбрать МФЦ для подтверждения личности и получения карты.