Себестоимость включает все затраты на производство и сбыт продукции. Основные составляющие этих затрат:
- арендная плата,
- затраты на топливо, электроэнергию, освещение, воду и другие ресурсы,
- затраты на материалы, сырьё, комплектующие,
- амортизационные отчисления — расходы на приобретение оборудования,
- зарплата сотрудников,
- налоги и другие обязательные платежи,
- расходы на продажи и сбыт,
- расходы на маркетинг,
- стоимость исследований, разработок, испытаний,
- транспортные и другие расходы, включая непредвиденные.
Затраты делятся на прямые и косвенные:
- Прямые — это расходы, непосредственно связанные с производством конкретного продукта. Их относительно легко рассчитать на единицу продукции. Могут быть материальными или трудовыми. К прямым материальным затратам относятся расходы на комплектующие, а к прямым трудовым — зарплаты работников, занимающихся производством.
- Косвенные затраты труднее распределить на единицу продукции. Они также делятся на материальные и трудовые. Материальные включают затраты на материалы, используемые для общей деятельности предприятия, например бумагу, скотч, краску для принтера. Трудовые косвенные расходы включают зарплату сотрудников, не занятых непосредственно в производственном процессе, — например, бухгалтеров или юристов.
Структура себестоимости продукта зависит от специфики деятельности компании. Например, у дизайн-агентства, работающего удалённо, нет затрат на аренду и обслуживание помещений. Но есть расходы на программное обеспечение или ежемесячные выплаты по кредитам на мощные компьютеры для дизайнеров. А у фармацевтической компании, выпускающей новый оригинальный препарат, в себестоимость включаются расходы на исследования.
Почему себестоимость меняется
Себестоимость продукции может изменяться вслед за ценой её составляющих. Например, поставщик может повысить стоимость муки, необходимой для пекарни. В итоге себестоимость булочки увеличивается, а вместе с ней и цена для конечного потребителя, если предприятие хочет получить прибыль или как минимум избежать убытков.
Себестоимость может как увеличиваться, так и уменьшаться. Например, когда компания по ремонту электроники начала использовать чат-бот SaluteBot, расходы на кол-центр снизились на 34%. Таким образом, себестоимость снизилась благодаря внедрению технологического решения.
Существуют и другие внутренние и внешние факторы, влияющие на себестоимость. Внешние факторы компания вряд ли может изменить, но внутренние поддаются контролю и оптимизации.
Формула расчёта себестоимости
Необходимо суммировать все расходы, связанные с созданием и реализацией продукта или услуги. Малый бизнес может использовать для расчёта следующую формулу:
Производственные расходы — это затраты на разработку продукта или услуги, а коммерческие — на реализацию, включая упаковку, логистику, маркетинг.
Средним и крупным компаниям этой формулы может быть недостаточно — для расчёта они внедряют специальные ERP-системы (от англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), которые учитывают множество факторов и их изменения.
Пример расчёта уровня себестоимости по формуле
Рассмотрим ситуацию: предприниматель выпускает канцелярию под собственным брендом. Прежде чем установить цену на новый продукт — блокнот формата А5, он рассчитывает, сколько потребуется затрат на его создание и реализацию. Себестоимость одного блокнота складывается из:
- Стоимость блокнота от поставщика из Китая с пружинкой ― 61 ₽;
- Доставка партии блокнотов из Китая ― 3 ₽ за штуку;
- Оплата дизайнерских услуг: предприниматель выплатил 1000 ₽ за макет обложки блокнота, что на партию из 100 блокнотов составляет 10 ₽ за штуку;
- Стоимость полиграфических услуг: 350 ₽ за 100 листов для печати, 150 ₽ ― затраты на краску. В пересчёте на 100 блокнотов это 5 ₽ за штуку.
В результате себестоимость одного блокнота без учета косвенных расходов составляет 79 ₽.
Предприниматель продаёт на маркетплейсах, которые взимают комиссию за размещение, логистику, маркетинг, и необходимо приобретать материалы для упаковки. Эти расходы также нужно учитывать в формуле себестоимости, включая расходы на рекламное продвижение.
Как уменьшить себестоимость
Снижение себестоимости позволяет увеличить прибыль без повышения цены товара или услуги для покупателей. Вот несколько способов этого достичь.
Начать экономить
- Найти новых поставщиков или предложить действующим пересмотреть контракты на более выгодных условиях. Лучше всего найти местных поставщиков или предложить долгосрочные контракты со скидкой. Оплата в короткий срок или наличными ― ещё один способ заинтересовать партнёра.
- Оптимизировать процессы: заменить тяжёлую упаковку, перейти на электронный документооборот, отказаться от униформы, сократить потребление электроэнергии. Например, можно оценить выгоду от установки солнечных батарей или автоматической системы управления энергопотреблением.
- Сократить время на изготовление одной единицы товара, повысив эффективность работы. В этом помогут сотрудники с нужными навыками и мотивацией.
- Передать часть задач, например, доставку готовой продукции, на аутсорсинг.
Определить этапы производства, на которых можно сэкономить, поможет внутренний анализ.
Производить разумнее
- Увеличить объёмы производства. Это распределит косвенные затраты на большее количество единиц товара. Важно иметь достаточно места для хранения и быть уверенным, что рынок не перенасытится.
- Внедрить технологические инструменты для управления персоналом и складами, бухгалтерского учёта и так далее. Это поможет избежать избытка персонала и нехватки необходимых материалов, приводящих к простоям.
Продавать эффективнее
- Оптимизировать расходы на службу поддержки с помощью чат-бота SaluteBot или автоматизации колл-центров с помощью технологии SaluteSpeech от Сбера. Они обрабатывают обращения за секунды и отвечают на типовые вопросы, оставляя сложные случаи для специалистов.
- Делегировать роль «витрины» крупной торговой площадке, как маркетплейс, оценив расходы на сотрудничество, либо развивать собственный сайт, если это дешевле.
Внедрять изменения стоит постепенно, чтобы проверить их эффект и убедиться, что они не снижают качество и конкурентоспособность товара.
Продукты и категории из этой статьи:
Трудозатраты: как их оптимизировать?
Для оптимизации себестоимости производимой продукции необходимо регулярно контролировать, в том числе, фонд оплаты труда (ФОТ). Для этого требуются данные отчетности по трудозатратам. Расскажем, как это сделать. Преимущества работы с рассмотренными в статье отчетами заключаются в том, что вы сможете: отслеживать динамику ФОТ по заказам, оценивать рост трудозатрат и себестоимости продукции, обосновывать введение новых доплат и надбавок, а также находить резервы для снижения затрат.
Как контролировать динамику затрат по приоритетным заказам?
В условиях ограниченных трудовых ресурсов важно правильно расставлять приоритеты в выполнении производственных заказов. Рассмотрим пошагово анализ трудозатрат на примере отчетности позаказного производства.
Анализ портфеля заказов компании
Для оптимизации трудозатрат сначала проанализируем портфель заказов компании (табл. 1, 2).
Приоритеты выполнения заказов (устанавливается заводоуправлением):
• приоритет заказам с высокой степенью готовности — это позволит быстро передать их заказчикам и получить оплату;
• выполнение договорных обязательств перед заказчиками по передаче готовой продукции в установленные сроки, чтобы избежать штрафных санкций и отказов от сотрудничества.
Согласно данным табл. 1 и 2, максимальные усилия цехов были направлены на выполнение следующих заказов (пример условный):
2205 Горизонтальный ленточный конвейер — 1759,50 руб;
2219 Конвейер шнековый — 1540,00 руб.;
2221 Оборудование обогрева и всасывания — 2025,00 руб.;
2231 Питатель лотковый 600×1200 мм — 1789,00 руб.;
2233 Предохранительный клапан печи № 2 — 3286,50 руб.;
2237 Приемные бункера 68 м3 (автоматическая линия) — 3849,90 руб.;
2238 Приточная установка системы П7 — 1870,00 руб.
Проверка соответствия фактических трудозатрат установленным приоритетам
На предприятии применяется повременная оплата труда, и процент использования рабочего времени равен проценту использования ФОТ.
При проверке фактической приоритетности по цехам выясняется, что шлифовальный цех за апрель отработал 37,12 % рабочего времени по заказу № 2233 и 58,76 % по заказу № 2237. Экспериментальный цех был сосредоточен на заказах № 2205 — 16,55 % рабочего времени и № 2233 — 18,47 % рабочего времени.
К сожалению, по двум приоритетным заказам фактические трудозатраты за отчетный месяц были низкими: № 2237 — 12,5 % и № 2219 — 5 % от общего ФОТ. Если из-за этого нарушения не будут выполнены договорные обязательства перед заказчиками, виновные должностные лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности.
Работы по низкоприоритетным заказам выполняются в случаях отсутствия заделов по высокоприоритетным изделиям. Это позволяет избежать простоя основных производственных рабочих и необходимости оплачивать этот простой.
Выяснение причин невыполнения установленного объема работ и их устранение
Вернемся к данным табл. 1 и 2. Минимальные трудозатраты в отчетном месяце зафиксированы по заказам:
2209 Дозатор вибрационный Grezzly — 1,21 % от общего фонда оплаты труда;
2213 Дробилка щековая первичная — 0,41 %;
2220 Маслостанция ТМТ — 1,00 %;
2222 Осушитель сжатого воздуха — 1,79 %;
2230 Питатель лотковый 600×1200 мм — 0,48 %.
Если эти заказы относятся к высокоприоритетным, необходимо выяснить, почему не был выполнен больший объем работ, требующий больших трудозатрат. Самые распространенные причины:
1) несвоевременная доставка заготовок в производственный цех;
2) потери времени при переналадке оборудования, его техническом обслуживании и внеплановом ремонте.
Для решения первой проблемы поможет «разведение» начала рабочей смены водителей погрузчиков и станочников на 30 минут. Это позволит водителям погрузчиков завершить подготовку, получить задания на смену и начать доставку заготовок к металлообрабатывающим станкам до начала работы станочников.
Аналогичный подход применяется и между другими участками, например, между участком комплектации и сборочным участком.
Вторую проблему решает материальная мотивация вспомогательного персонала. Например, наладчикам и ремонтникам выплачивается премия в зависимости от процента выполнения производственного плана на участке. Премия может составлять до 25% от должностного оклада за фактически отработанное время. Это стимулирует вспомогательный персонал сокращать время на переналадку и ремонт оборудования, а также оперативно запускать его в работу.
Главное условие для выплаты премии — выполнение участком планового задания в количественном выражении.
Как проанализировать ФОТ по цехам и рабочим?
При работе с трудозатратами важно иметь достоверные данные, чтобы делать правильные выводы и принимать обоснованные управленческие решения. Это также необходимо для соблюдения законодательства при выплате заработной платы и предотвращения чрезмерного роста себестоимости продукции.
Материал публикуется частично. Полный текст доступен в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2025.