В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Обычно те, кто плохо успевал, покидают школу после девятого класса, требования учителей возрастают, сложность материала увеличивается. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, ранее бывший отличником, может начать получать четверки или даже тройки.
Особенно часто это происходит, когда ученик поступает в другое учебное заведение, особенно в профильное, с более сложной программой – там критерии оценки знаний отличаются от прежних. Главное – не ругать подростка, а попытаться разобраться в причинах. Плохие оценки и упреки дома могут не только значительно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в его поведении – он может стать замкнутым, угрюмым, отдалиться от родителей.
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и стресса выпускных экзаменов у школьников часто возникает естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них воспринимают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети абсолютно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются труднее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.
Что можно сделать в данной ситуации?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся ученик, какие предметы ему труднее всего даются, и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителей, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это следствие изменившихся требований.
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания учителей и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий по новым правилам.
Не следует ругать ребенка, который раньше был отличником, за то, что его оценки ухудшились. Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь и существенно снизить их самооценку (в этом возрасте самооценка играет огромную роль). Не воспринимайте плохие оценки как трагедию. Кроме того, учитывайте здоровье школьника.
Что можно сделать в этом случае? Прежде всего, выясните, по силам ли подростку возросшая учебная нагрузка. Во многих профильных лицеях при поступлении требуется медицинское заключение. Основная нагрузка приходится на зрение и позвоночник, поэтому если ваш ребенок уже имеет проблемы в этой области, подумайте, стоит ли овчинка выделки. Образование – вещь нужная, кто же спорит, но стоит ли оно здоровья?
Необходимо постоянно давать школьникам физическую нагрузку. Спортивные секции, воскресные походы на лыжах или коньках, поездки за город – арсенал средств велик, нужно только желание. Обязательна ежедневная утренняя гимнастика, очень полезно обтирание холодной водой. При проблемах со зрением – гимнастика для глаз, при проблемах с позвоночником, особенно при остеохондрозе – бассейн. Все эти, не слишком большие усилия в дальнейшем окупятся сторицей. Даже простая работа по дому хороша в качестве разрядки и легкой гимнастики. Именно поэтому нельзя освобождать детей от домашних обязанностей под предлогом «мы тебе все – только учись».
Если ребенок, несмотря на все усилия, часто болеет и жалуется на постоянную усталость, это указывает на то, что он не справляется с нагрузкой. В такой ситуации лучше будет уменьшить учебные занятия до разумного уровня.
Чем могут помочь родители в этой ситуации?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками, если на то нет крайней необходимости. В противном случае вы рискуете сделать его объектом насмешек, как «маменькиного сынка». Пятнадцатилетний подросток должен сам учиться выстраивать свои отношения.
Если ребенок не принят в коллектив, ему нужна психологическая поддержка дома. Чаще указывайте ему на его реальные достоинства и недостатки. Ни в коем случае не следует перехваливать и снижать требования. Разумная и четкая политика поможет подростку сформировать адекватную самооценку. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки. Человек, который реально оценивает свои возможности и понимает, что люди разные и не обязаны подстраиваться под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо считает себя эталоном поведения.
В десятом классе школьнику следует окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, нужно начать действовать.
Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором ребенок будет учиться. Желательно иметь «запасные варианты» — два-три подходящих вуза или смежные специальности в том же вузе, где совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. Обязательно найти координаты этих вузов и детально ознакомиться с условиями приема.
Если есть возможность, стоит посетить День открытых дверей выбранного вуза. Во-первых, там можно получить всю необходимую информацию, задать интересующие вопросы и приобрести справочную литературу. Во-вторых, школьнику будет полезно побывать в здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться в расположении аудиторий и выяснить, сколько времени потребуется на дорогу. В одиннадцатом классе также стоит посетить вуз в День открытых дверей, так как условия приема могут измениться.
Особенно важно упомянуть о подготовительных курсах. Часто объявления о начале занятий и условиях приема появляются в газетах, но полезно также узнать информацию самостоятельно. В некоторых вузах подготовительные курсы рассчитаны не на год, а на два, то есть дети начинают заниматься уже в десятом классе. Преимущества этих курсов в более глубоких и основательных знаниях. Недостаток же заключается в увеличенной учебной нагрузке, что подходит не всем.
В десятом классе важно адекватно оценить знания ребенка и, при необходимости, начать подготовку уже сейчас. Также следует учитывать склонности ребенка, так как это последняя возможность изменить выбранное направление. Необходимо также учитывать состояние здоровья ребенка — сможет ли он справиться с выбранной специальностью?
Дети часто упрекают родителей в том, что они забыли, какими были в молодости. В этом есть доля правды. Взрослые понимают, за что и почему они ругают или учат своих детей. Каждый родитель хочет видеть свое дитя счастливым. Если родители успешны, они считают свой образ жизни правильным и стараются навязать его детям. «Поступай, как я, и будешь счастлив», — внушают они. Если же у родителей что-то не сложилось, они, желая уберечь ребенка от тех же ошибок, тоже навязывают свою точку зрения. «Не будь таким, как я, и будешь счастлив», — говорят они. Но в обоих случаях взрослые забывают одну простую вещь: наши дети — это не мы, они другие, и их жизнь будет отличаться от нашей. Не нужно лишать подростков права выбора и права на ошибки.
Чтобы не отдалить от себя сына или дочь, гораздо лучше в обычной беседе, без упреков и нравоучений, высказать свои опасения и пожелания. Вспомните, какими вы были в молодости, расскажите об этом ребенку. Чего вы боялись? О чем мечтали? Что любили и что ненавидели? Объясните, что именно в интересах и увлечениях вашего ребенка вас беспокоит или радует. Поделитесь своими упущенными возможностями, но только без нотаций или раздражения.
При установлении семейных правил и родительских запретов необходимо учитывать возраст и развитие подростка. В 8-10 лет ребенок спокойно воспримет требование приходить домой не позже 8 часов вечера, но в 14-15 это будет казаться ему смешным. Ваше чадо выросло, дорогие родители. Хотите вы этого или нет, но ему уже не три года. Увы. Свобода и уважение даются потом и кровью, но оправдываются тем, что в повзрослевшем сыне или дочери вы откроете для себя друга на долгие годы.
Надеемся, что вам, дорогие родители, помогут наши советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей.
Список использованной литературы:
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
- Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Жизнь после ОГЭ: идти ли в 10 класс или колледж
10 класс или колледж — что выбрать? Вот положительные стороны обучения в ССУЗе — среднем специальном учебном заведении.
Получение профессии
Главное отличие среднего профессионального образования от школы в том, что колледжи и техникумы выпускают специалистов, готовых к трудоустройству. Окончив такое учреждение, вы сможете выйти на работу раньше сверстников. А цель школы в 10-11 классах — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Часто возникает вопрос: стоит ли ребёнку идти в 10 класс, если там не получить никакую профессию?
Шансы на бесплатное обучение
Вероятность попасть на бюджет в техникуме или колледже выше, чем в вузах, куда идут выпускники после 11 класса. Часто это играет решающую роль в дилемме «колледж или 10 класс» — не у всех есть возможность оплачивать коммерческое место в высшем учебном заведении, когда подросток не уверен в своих силах сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить на бюджет.
Минусы ухода в колледж
Отсутствие карьерных перспектив
В техникумах и колледжах готовят специалистов среднего звена, а в профессионально-технических училищах (ПТУ) и лицеях — квалифицированных рабочих. Если потенциал ученика выше, стоит идти в 10-11 класс.
Адаптация
В колледжах и других учебных заведениях, где получают среднее профессиональное образование, уклад и система обучения резко отличаются от школьной. Уже на следующий год после привычного девятого класса нужно будет сидеть на настоящих парах — по сути, двойных уроках. Смена коллектива также даётся сложнее, чем далась бы два года спустя — после 11 класса.
Время на манёвр
Стоит ли идти в 10 класс, если еще не определился с профессией, а ССУЗы требуют этого? Конечно! В старших классах шансы найти профессию, которая будет соответствовать вашим склонностям и характеру, значительно выше. Нет необходимости принимать решение сразу, как это происходит при поступлении в колледж. Финальные классы помогут сделать правильный выбор.
Конкурентоспособность
Не стоит сомневаться в том, чтобы продолжить обучение в 10 классе или пойти в колледж, если подросток стремится к карьерному росту и достижению высот. Обучение в старших классах позволит качественно подготовиться к ЕГЭ, успешно его сдать и поступить в высшее учебное заведение. В результате ребёнок сможет претендовать на более престижные и высокооплачиваемые рабочие места в будущем.
Диплом о полном среднем общем образовании, который получают после 11 класса, гораздо более ценен на рынке труда, чем диплом о завершении лишь девяти классов. Поэтому ребята, окончившие 11 классов, обладают большей конкурентоспособностью.
Проблемы 10 класса: как помочь школьнику их преодолеть
Зачем оставаться в школе после 9 класса? Этот вопрос особенно актуален, если поступление в вуз не является приоритетом, а подходящее направление уже есть в колледже. Как сделать выбор? Разбираемся в особенностях и проблемах обучения в 10 классе.
Сложности в учебе
10 класс, особенно его начало, может быть трудным периодом для школьника — он переживает значительное эмоциональное напряжение из-за сочетания нескольких важных событий. Позади первые экзамены, которые сами по себе представляют большой стресс для подростка. При этом необходимо переходить к следующему важному этапу старшей школы, где требования к учащимся повышаются.
Неожиданное изменение критериев оценки знаний может привести к снижению успеваемости хорошистов и отличников. Это часто происходит, когда ученик переходит из обычного учреждения или класса в профильный с более сложной программой и высокими стандартами. Если дома начнут ругать за плохие оценки, велик риск, что подросток будет приходить домой мрачным и отдалится от родителей.
Что делать родителям?
Родителям стоит откровенно поговорить со школьником о трудностях, с которыми он сталкивается. Конечно, это уже не начальная и не младшая школа — помогать с домашними заданиями не стоит. Но узнать, с какими предметами больше всего проблем и что вызывает наибольшие трудности — нужно и важно. Не следует рассматривать плохие оценки как катастрофу или часто ругать школьника.
Важно объяснить подростку, что снижение успеваемости — не результат его неспособности или отсутствия старания. Каждому человеку нужно разное количество времени, чтобы привыкнуть к изменениям и адаптироваться к ним, так что стыдиться нечего. Чтобы ускорить процесс адаптации, можно внимательно проанализировать замечания учителей и, возможно, попросить их о дополнительных консультациях. В итоге школьник быстрее поймёт новые правила и вернётся к прежним оценкам.
Успеваемость в 10 классе также может падать из-за того, что школьник не понимает, зачем ему учиться. ОГЭ только что завершился, и хочется расслабиться. Именно в этот момент нужно показать подростку, почему хорошая учеба важна. Иногда родительский авторитет недостаточен, и тогда может помочь личный наставник. Это старший друг школьника, который прошёл все этапы учебной жизни и готов поделиться советами и опытом. Он научит, как правильно ставить цели и организовывать своё время для их достижения.
Проблемы со здоровьем
К сожалению, в наше время школьники часто болеют, у многих есть хронические проблемы со здоровьем. Сложная учебная программа увеличивает риск осложнений, особенно связанных со зрением и позвоночником. Как получить образование и сохранить здоровье?
Что делать родителям?
Регулярные физические упражнения для поддержания здоровья, а не для профессиональной карьеры в спорте — отличный способ предотвратить множество физических и психических заболеваний. Спорт помогает справляться со стрессом во время подготовки к экзаменам. Важно только не переусердствовать!
Постарайтесь объяснить подростку пользу регулярных физических упражнений. Если не удаётся договориться о тренировках, не стоит настаивать. Важно напомнить школьнику, чтобы он прислушивался к сигналам своего организма и в случае недомогания сообщал об этом взрослым, которые смогут организовать визиты к специалистам.
Взаимоотношения со сверстниками в школе
Часто с переходом в 10 класс происходит почти полная смена учебного коллектива. Школьник может перейти в другую школу или в другой профильный класс (гуманитарный, математический и другие), или к нему могут перевести новичков. Незнакомый коллектив, отношения с которым могут складываться по-разному, также является значительным фактором стресса. Первые месяцы в новом коллективе уходят на адаптацию. Неясно, что в этот период важнее для подростка — учёба или установление нового статуса среди друзей.
В этот момент важно поддержать сына или дочь, но не вмешиваться в его жизнь, если речь не идёт о серьёзных ситуациях, таких как буллинг. Лучше избегать вынужденного общения со сверстниками подростка или их родителями, иначе у школьника может возникнуть репутация «маменькиного сынка».
На самом деле, в такой ситуации проще сначала успокоить себя. В 16 лет подросток уже умеет общаться со своими ровесниками или должен научиться это делать.
10 класс — время «передышки»
Десятый класс — это время, когда учёба кажется неважной. Между двумя «экзаменационными» годами, он воспринимается школьниками как период, когда учиться совсем не хочется. Наоборот, многие расслабляются и перестают думать о выборе не только профессии, но и направления для поступления. Стоит ли сильно напрягаться? Решать школьнику, но задача родителя — поддержать его.
Стоит объяснить школьнику, почему выбор вуза важен и как планирование может помочь в поступлении. Затем можно разработать несколько планов поступления и подобрать смежные специальности, на которые можно будет подать документы.
Далее — самое интересное, а именно Дни открытых дверей. В 11 классе времени на них не будет, а в 10-м это поможет не только собрать важную информацию о поступлении (не забудьте перепроверить её через год), но и почувствовать атмосферу университета.
Наконец, можно предложить школьнику пройти подготовительные или профориентационные курсы. Они помогут понять собственные предпочтения и желания.
Проблема «Отцы и дети»
На границе между детством и студенчеством — особый возраст. Жизнь кажется очень яркой и насыщенной, полна открытий и достижений, которые совершаются с энтузиазмом.
Эти порывы подростковых чувств родители часто считают «ветром в голове» и пытаются «приземлить» детей, обучая их жизни. В итоге результат может быть противоположным: дети только отдаляются, чувствуя недоверие взрослых к своим мечтам.
Лучшее, что может сделать родитель, чтобы успокоить свои страхи за будущее подростка и не испортить с ним отношения — поговорить откровенно. Нотации дети понимают хуже, чем спокойные разговоры. Нормально сказать, что родитель беспокоится за своего близкого. Нормально рассказать о своих чувствах в 10 классе. Можно поделиться историями о своих упущенных возможностях, но не с посылом «не будь как я». Вообще, стоит избегать морализаторства.
Следует умерить свой пыл в отношении запретов. Лучше выстроить доверительные отношения и один раз объяснить, что вам было бы комфортнее, если бы ученик приходил домой не позднее девяти вечера, а если задерживается, то хотя бы звонил.
Порой договариваться трудно. Может быть даже обидно. Но хорошие отношения с детьми того стоят. Помните, что 10 класс обязательно закончится, а подросток запомнит, были ли вы рядом. Поэтому наш главный совет — не бойтесь разговаривать.
Когда ученик становится старше, его авторитеты меняются. Часто родителей слушать не хочется. Но если тот же совет даст человек, более близкий по возрасту, подросток может задуматься. Это нормально, и если хочется помочь ученику найти себя, стоит записаться на курс к личному наставнику от MAXIMUM Education. Личный наставник — это почти ровесник школьника, недавно закончивший вуз и готовый поделиться своим опытом. Он поможет найти и сохранить мотивацию, разумно управлять своим временем и воплотить мечты в реальность.
Готовьтесь
к ОГЭ и ЕГЭ
за наш счет
С неделей пробного доступа к занятиям
С неделей пробного доступа к занятиям