Верховный суд РФ дал полезные разъяснения, рассмотрев дело о «шумной квартире», жильцы которой мешали другим гражданам отдыхать.
Ситуация с шумными соседями, из-за которых сложно жить, очень распространена. Жертвы обычно вызывают полицию, которая обязана по закону объяснить нарушителям, что шуметь по ночам запрещено. Однако не всегда это приводит к результату. Верховный суд разъяснил, какие права имеют те, кто вызвал полицию, и как ими пользоваться.
Верховный суд пояснил, что если дело о нарушении тишины возбуждено по жалобе гражданина и это зафиксировано в книге учета происшествий, то данный гражданин считается потерпевшим по делу об административном правонарушении. Соответственно, он имеет права, например, обжаловать слишком мягкое наказание для шумного соседа.
История началась стандартно: ночь, многоквартирный дом, в котором одна из жительниц слишком шумела, мешая соседям отдыхать.
В полночь один из соседей, не выдержав шума, позвонил в полицию. Прибывшие полицейские убедились в правоте звонящего и составили протокол об административном правонарушении.
Позже административная комиссия, рассмотрев дело, признала гражданку виновной, но ограничилась устным предупреждением, что не удовлетворило заявителя.
Недовольный мягкостью наказания, заявитель подал иск в суд, чтобы оспорить решение комиссии. Однако районный суд отказался его выслушивать, заявив, что он не имеет права жаловаться, поскольку не был указан в протоколе.
Заместитель председателя регионального суда поддержал это решение, хотя его мнение немного отличалось от предыдущих выводов.
Зампред суда пояснил, что если отменить решение районного суда, это ухудшит положение нарушителя, а закон запрещает ухудшать положение осужденного. Статья 30.17 КоАП РФ не предусматривает отмену решений из-за мягкости наказания. Поэтому отменять постановления не следует.
Не согласившись с решениями нижестоящих судов, заявитель обратился в Верховный суд РФ, который встал на его сторону и отменил все судебные постановления по этому делу.
Высшая судебная инстанция изложила свою позицию следующим образом.
Верховный суд указал, что согласно закону, потерпевший — это лицо, которому правонарушением нанесен физический, имущественный или моральный ущерб. Потерпевший имеет право участвовать в процессе, независимо от того, является ли наступление конкретных последствий элементом состава административного правонарушения.
Наше административное дело было возбуждено после обращения потерпевшего в полицию. В своем обращении гражданин уведомил органы правопорядка о нарушении тишины и своих прав. Его заявление зафиксировано в Книге учета сообщений о происшествиях.
Из сказанного Верховным судом следует, что права гражданина были нарушены данным правонарушением, и он в данном случае является потерпевшим. Это означает, что гражданин имеет полное право на обжалование решения административной комиссии.
Ещё один важный аспект — судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях обязывает суд на всех стадиях производства обеспечивать равные условия для всех сторон спора. В данном случае, как подчеркнул Верховный суд РФ, местные суды незаконно отказали одной из сторон в реализации права на обжалование, что привело к нарушению права потерпевшего на судебную защиту.
Верховный суд отметил: данное процессуальное нарушение «имеет существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело». В таких ситуациях, согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, суд принимает решение об отмене всех предыдущих судебных актов и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В своих разъяснениях Верховный суд подчеркнул, что новое, справедливое рассмотрение с соблюдением всех процессуальных гарантий сторон само по себе не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
И в завершение еще одна важная деталь. Верховный суд РФ напомнил коллегам о материалах своего Пленума (№ 5 от 24 марта 2005 г.). Там было сказано, что срок давности привлечения гражданина к ответственности истек во время пересмотра постановления о назначении административного наказания. И это, по мнению высшей судебной инстанции, означает, что ничто не мешает возвращению дела о недостаточно наказанной соседке на новое рассмотрение в районный суд.
Обеспечение тишины и покоя граждан на территории Подмосковья
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Московской области от 07.03.2014 № 16/2014-03 «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» (далее — Закон № 16/2014-03) не допускается нарушение тишины и покоя граждан до 8:00 и после 21:00 в будние дни; до 10:00 и после 22:00 в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные федеральным законодательством; ежедневно с 13:00 до 15:00 в отношении защищаемых объектов (квартиры и помещения общего пользования в многоквартирных домах, жилые дома, жилые помещения и помещения общего пользования в общежитиях; придомовые территории, включая внутридворовые проезды, детские, спортивные и игровые площадки в жилых микрорайонах и группах жилых домов; помещения и территории образовательных, медицинских учреждений, а также организаций, оказывающих социальные, реабилитационные, санаторно-курортные услуги, услуги по временному размещению и/или обеспечению временного пребывания граждан; территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан); до 9:00 и после 19:00 в будние дни, до 10:00 и после 19:00 по субботам, круглосуточно в воскресенье и нерабочие праздничные дни в отношении указанных объектов.
Эти требования не распространяются на действия, совершаемые в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня его ввода в эксплуатацию.
Статьей 3.1 КоАП Московской области предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в периоды времени, указанные в Законе № 16/2014-03, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на виновного.
Повторное нарушение в течение года влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.
Третье и последующие нарушения в течение года могут повлечь наложение административного штрафа на граждан:
— на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от ста до ста пятидесяти тысяч рублей.
© 2003-2024 Прокуратура Московской области
Все права защищены
Адрес: 107031, Москва, Малый Кисельный пер., д. 5, стр. 1
Телефон: +7 (495) 628-27-88
Телефон: +7 (495) 624-92-33
Телефон: +7 (495) 628-17-70