После завершения регистрации вам выдадут свидетельство о регистрации и номерной знак на прицеп.
Необходимые документы для фаркопа и легкового прицепа в 2023 году
Как уже упоминалось, все прицепы подлежат регистрации для получения номерного знака и свидетельства о регистрации. Без этих документов эксплуатация прицепа запрещена.
Для подачи заявления в ГИБДД потребуются следующие документы:
- ПТС на прицеп
- договор купли-продажи
Если прицеп был приобретен с рук, дополнительно потребуется свидетельство о регистрации.
Процесс оформления в ГИБДД аналогичен регистрации автомобиля: прицеп оставляется для осмотра, а вы подаете необходимые документы.
Сотрудники ГИБДД проверяют VIN, марку и цвет прицепа по данным ПТС, после чего вам выдадут СТС и номерные знаки. В случае регистрации прицепа вне региона вашей прописки, в ГИБДД выдадут только СТС, а номерные знаки нужно будет получить у производителя.
Важно: не приобретайте фаркоп без сертификата соответствия. Для подтверждения безопасности конструкции сотрудники ГИБДД могут попросить его предъявить.
Требуется ли полис ОСАГО на прицеп
Для прицепов массой до 3,5 тонн оформление полиса ОСАГО и диагностической карты не требуется. Если прицеп используется юридическим лицом для грузовых перевозок, в договор ОСАГО необходимо будет включить специальную отметку. Физическим лицам это делать не нужно.
Как застраховать прицеп к легковому автомобилю
Отдельное страхование прицепа возможно только по полису каско — от повреждений при ДТП, уничтожения, угона, воздействия стихии и злонамеренных действий третьих лиц.
Рассчитайте стоимость КАСКО онлайн
Покажем цены всех ведущих страховых компаний
Чаще всего о страховании прицепа задумываются компании, занимающиеся коммерческими перевозками: они страхуют отдельно содержимое грузов и сами прицепы от угона и ущерба.
Прицепы-дома или прицепы с установленным оборудованием страхуются по договору страхования спецтехники, включая все риски. Стоимость полиса зависит от категории транспортного средства, массы и выбранной страховой программы.
Что касается страхования прицепов к легковым авто для бытовых целей (перевозка вещей, стройматериалов, велосипедов и т. д.), такие прицепы застраховать будет сложно, так как это относится к индивидуальным программам страхования, которые не все компании готовы предложить.
Важно: если при ДТП помимо автомобиля будет поврежден прицеп с грузом, компенсацию можно будет получить по полису ОСАГО виновника аварии в рамках установленных лимитов.
Стоимость страховки на прицеп
Как уже отмечалось, отметку о наличии прицепа в договоре ОСАГО обязаны делать только юридические лица, а также в случае использования прицепа для грузовых перевозок. Такая отметка увеличивает стоимость полиса для легковых автомобилей юрлиц на 16% из-за использования коэффициента КПр. Для легковых автомобилей категории В он равен 1,16. Для легковых автомобилей физлиц с прицепом стоимость ОСАГО не изменяется.
Действия при ДТП с прицепом
Процедура действий при ДТП с участием прицепа схожа с действиями при авариях без него, но есть свои особенности. Например, если прицеп арендован и произошло столкновение с другим автомобилем, то такое ДТП нельзя оформить по европротоколу — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД.
В случае, если при движении назад с прицепом вы повредили другой автомобиль, ущерб будет возмещен страховой компанией по договору ОСАГО, а водитель пострадавшего авто должен обратиться к своему страховщику.
Если водитель столкнется с прицепом, который тащит другая машина, в большинстве случаев повреждается как машина, так и прицеп. В этом случае пострадавший должен обратиться за выплатой по ОСАГО для компенсации расходов на ремонт обоих транспортных средств.
Страхование прицепа и особенности езды с ним
- Отдельное страхование прицепа не требуется согласно п. 3 ст. 4 закона об ОСАГО.
- Отметка о наличии прицепа обязательна при оформлении договора ОСАГО, если прицеп принадлежит юридическому лицу или предназначен для грузового транспорта.
- Если такую отметку не сделать, страховщик имеет право взыскать компенсацию убытков с виновника ДТП после выплаты пострадавшей стороне.
Правила движения в потоке машин
- Начиная движение с прицепом, помните: «Я водитель грузовика». Это поможет избежать желания занять левый ряд и снизит уровень раздражения у водителей престижных автомобилей.
- Особо опасным маневром является резкое торможение на скользком участке дороги при повороте. Прицеп без тормозного устройства может вызвать занос задней оси автомобиля и перевести машину во вращение, при этом прицеп ударится в водительскую дверь.
- Перед правым поворотом не следует прижиматься к бордюру, так как прицеп смещается внутрь и может наехать на тротуар. Пешеходы могут быть не готовы к такому маневру.
- Если перед правым поворотом вы сильно отвели машину влево, кто-то может успеть припарковаться в образовавшееся пространство. Это даст вам возможность доказать гаишнику, что вы не поворачивали из второго ряда.
- На загородной трассе рекомендуется ехать с включенным ближним светом для привлечения внимания встречных водителей и позволяя им раньше оценить размеры вашего автомобиля.
- Если у вас прицеп с низким тентом, будьте осторожны рядом с грузовиками, особенно ночью. Чтобы заметить ваш прицеп, водителю грузовика придется высунуться из окна, что он может не сделать вовремя.
- При маневре между стоящими машинами следите за прицепом через боковое зеркало заднего вида. Помните, что траектория прицепа не совпадает с траекторией автомобиля.
- Трогаясь с места, делайте это плавно, представляя, что вместо жесткой сцепки у вас машина на веревке. После начала движения можно ускоряться интенсивнее. Эти рекомендации особенно важны для автомобилей с автоматической коробкой передач.
- Перед торможением «сбросьте газ» и после паузы начинайте тормозить. Это позволит «осадить» прицеп и особенно важно на скользкой дороге.
- Прицепляя прицеп в начале сезона, не забывайте учитывать длину вашего мини-автопоезда. Без прицепа вы легко могли «нырнуть» вправо, уступая дорогу встречному автомобилю. Но с прицепом этот маневр усложняется: вы успеете «нырнуть», однако прицеп останется на встречной полосе, став неожиданностью для других водителей.
- При буксировке пустого или слабо нагруженного прицепа по загородной грунтовой дороге рекомендуется снизить давление в шинах, чтобы уменьшить его «прыгучесть».
- Автопоезд чувствительно реагирует на серию резких маневров или экстренные действия. Прицеп может уйти в занос и начать раскачиваться как маятник, увеличивая амплитуду поперечных колебаний. Это явление называется «динамический хлыст», что может привести к ритмическому заносу автомобиля. Прекратить это можно, растянув автопоезд и увеличив тягу.
- Заблаговременно перед маневром перестроения включите указатель поворота. Так вы предупредите невнимательных водителей и подготовите их к тому, что скоро перекроете им дорогу. Умные водители всегда оценят ваше предупреждение, а дураков может остановить ваш прицеп, защитив вас от удара сзади.
- После медленного переползания через «лежачего полицейского» подождите с ускорением, пока прицеп не преодолеет препятствие. В противном случае вы можете потерять незакрепленный инвентарь. В отличие от автомобиля, прицеп не обладает хорошими амортизационными свойствами и уязвим при прохождении поперечных препятствий: бугров, железнодорожных рельсов, канав…
Маневрирование задним ходом
Для движения задним ходом существует три способа посадки:
- Если вы опытный водитель, контролируйте прицеп и траекторию через зеркала заднего вида. Следите также за передними габаритами, чтобы избежать препятствий;
- Если вы не освоили езду по зеркалам, примите «обратную посадку». Повернитесь вправо на сидении, чтобы заднее стекло стало вашим «лобовым», рулите левой рукой, а правую положите на спинку пассажирского сидения.
- В крайнем случае можно высунуться в окно, но это поможет только при опасности слева. Правая сторона останется бесконтрольной.
Чтобы ваш автопоезд ехал задним ходом по прямой, не виляя, следуйте этим рекомендациям:
- Если передвигаетесь по зеркалам, держите руль двумя руками в точках десять-два (по циферблату часов). Это поможет четко контролировать положение колес «прямо»;
- При движении в обратной посадке держите руль левой рукой в точке двенадцать (по циферблату часов).
- Если нужно сместить прицеп в сторону, поверните руль на небольшой угол и сразу верните его в положение «прямо», не дожидаясь реакции прицепа. Если реакции недостаточно, повторите операцию многократно;
- Если вы повернете руль и задержите его в этом положении, среагируете на увод прицепа с опозданием и придется менять направление руления;
- Реагируйте с опережением на движение прицепа, иначе амплитуда руления будет увеличиваться.
- Не крутите руль на неподвижном автомобиле, начинайте маневр из движения. Положение колес можно определить только в движении.
- Если прицеп «складывается», начните сначала и «растяните» автопоезд до прямого положения.
- Если вы нервничаете и теряете контроль над прицепом, примените метод «трогание-остановка». Не крутите руль на месте. Паузы в движении помогут вам контролировать ситуацию.
- При движении по сложным траекториям поворачивайте руль плавно, а выравнивайте его резко.
- Следите за маневрами прицепа, не забывая о габаритах автомобиля, возможности схода с дороги передних колес и смещениях кузова.
Теги: После покупки: управление, эксплуатация, техническое обслуживание
Спасибо! Основное уже сам понял на практике, но некоторые рекомендации попробую.
Правильная подготовка и проверка прицепа
Советы по проверке состояния прицепа перед поездкой всегда включают осмотр его технических элементов. К сожалению, многие водители пренебрегают этой проверкой, что приводит к неприятным и иногда опасным ситуациям.
Согласно закону, прицеп считается транспортным средством и должен быть зарегистрирован в ГИБДД не позднее 10 дней после покупки. Для регистрации необходимы ПТС и паспорт владельца. Иногда также требуется договор купли-продажи или акт приема-передачи. После регистрации владелец получает номерные знаки и свидетельство о регистрации.
Перед поездкой на автомобиле с прицепом необходимо выполнить несколько действий. Сначала осмотрите его техническое состояние, уделив особое внимание сцепному устройству. Замок конструкции должен быть надежно зафиксирован на фаркопе. Рекомендуется обработать его графитовой смазкой для снижения трения.
Проверка работы технической части
Проверьте работу колесных подшипников, амортизаторов и давление в шинах. Поднимите борт прицепа, прокрутите колесо и убедитесь, что оно легко крутится. Шины на одной оси должны быть одинаковыми. Проверьте амортизаторы, так как их неисправность может привести к «бросанию» прицепа во время движения, что может вызвать сход машины в кювет.
Проверьте работу фонарей и элементов подсветки, чтобы все лампочки работали правильно. Если при включении поворотника загорается стоп-сигнал, вероятно, у вас плохой контакт с «массой». Для улучшения контакта соедините кузов авто и дышло прицепа медным проводом. Уделите внимание креплению грузов, перед загрузкой убедитесь в надежности крепления страховочных тросов. Тщательная проверка состояния автопоезда сделает управление машиной с прицепом безопасным.
Необходимые документы
При движении на автомобиле с прицепом необходимо иметь технический паспорт. Страховку на прицеп оформлять не нужно, управление легковым прицепом допускается при наличии полиса ОСАГО на автомобиль, к которому он подсоединен. Если собственником прицепа является физлицо, отметка «Используется с прицепом» в полисе тягача не требуется; это требование касается только организаций.
Разрешенная скорость при передвижении с прицепом
Правила вождения автомобиля с прицепом отличаются скоростным режимом. В черте города на автопоезде можно передвигаться с обычной скоростью, но за городом нужно ехать медленнее: до 90 км/ч на автомагистралях и до 70 км/ч на обычных дорогах.
Правила загрузки прицепа
При загрузке прицепа важно соблюдать несколько рекомендаций, чтобы груз дошел в целости и сохранности. Старайтесь размещать основную массу ближе к оси. Лучше разместить груз впереди, чем перегружать заднюю часть тележки. Дышло прицепа не должно оказывать большого давления на фаркоп.
При перегрузке задней части прицепа, он может поднимать зад автомобиля, что ухудшает тормозные характеристики и негативно сказывается на передней подвеске. Если перегрузить переднюю часть прицепа, дышло будет давить на фаркоп, поднимая перед автомобиля. В таком случае машина может стать плохо управляемой, а переднеприводные модели могут буксовать даже на асфальте.
Особенности управления автопоездом
Наличие прицепа значительно увеличивает размеры и вес транспортного средства. Однако сцепка снижает маневренность автопоезда. Чтобы избежать аварийных ситуаций при управлении легковым автомобилем с прицепом, водителю необходимо соблюдать несколько ключевых правил.
- Соблюдать достаточную дистанцию на дороге, так как автопоезду требуется больше времени для разгона и торможения.
- Движение с прицепом похоже на буксировку автомобиля. При трогании плавно отпускайте педаль сцепления, что называется «преднатягом», и затем можно ускоряться интенсивнее. При торможении сначала отпускайте газ и через короткую паузу постепенно нажимайте педаль тормоза. Особенно важно это на скользкой дороге.
- Обгоняйте другие автомобили только при хорошей видимости и на хорошо просматриваемых участках дороги.
- При обгоне крупного грузовика прижимайтесь как можно правее и снижайте скорость, так как перепад давления может отбросить прицеп в сторону.
- На загородном шоссе держите включенным ближний свет, чтобы другие водители могли вас заметить и правильно оценить ваши габариты.
- На крутых поворотах устойчивость прицепа минимальна, что может вызвать его раскачивание.
- При перевозке тяжелых грузов двигайтесь медленно, чтобы избежать раскачивания прицепа на дороге.
- При весе груза в прицепе, близком к массе автомобиля, увеличьте интервал до впереди идущей машины, иначе при экстренном торможении груз по инерции потащит вас вперед. На скользкой дороге в повороте это особенно опасно. Если прицеп без тормозного механизма, он сместит заднюю ось автомобиля в занос, и прицеп устремится в боковую дверь машины.
- Всегда помните о длине вашего автопоезда.
Ширина габаритного коридора
Еще одной важной особенностью является увеличенное расстояние между кузовом автомобиля и дорогой. Чем больше расстояние от оси прицепа до сцепки, тем больше места потребуется автопоезду для поворота. Это важно помнить не только водителю, но и другим участникам движения и пешеходам.
Перед правым поворотом не прижимайтесь к обочине или бордюру. При повороте прицеп перемещается внутрь, и его правое колесо может въехать на тротуар, что опасно для пешеходов. Однако слишком много места тоже оставлять не стоит, так как его могут попытаться занять автомобили, следующие за вами. В результате прицеп может «притереть» другого водителя, что приведет к объяснениям с сотрудниками ДПС.
Движение задним ходом на автопоезде
Одним из самых сложных моментов при управлении автомобилем с прицепом является движение задним ходом. Основная сложность заключается в том, что руль нужно поворачивать в сторону, противоположную желаемому направлению прицепа. Чтобы направить автопоезд вправо, поверните руль влево.
Для уверенного управления автопоездом недостаточно знать правила вождения с прицепом; необходим также опыт. Поэтому рекомендуется найти просторную площадку и попрактиковаться. Не торопитесь и избегайте резких поворотов рулем.
При движении задним ходом прицеп может «сложиться», то есть встать перпендикулярно тягачу. В таком случае не продолжайте движение назад, чтобы не повредить автомобиль и прицеп. Необходимо проехать несколько метров вперед, а затем повторить маневр. Если после нескольких неудачных попыток заехать задом не удается, можно отцепить прицеп и откатить его вручную. На некоторых моделях прицепов есть инерционная система тормозов, которую нужно заблокировать для движения задним ходом. В противном случае тормоза могут заблокироваться, и прицеп будет трудно сдвинуть.
Как управлять легковым автомобилем с прицепом
Для перевозки большого количества вещей владельцы легковых автомобилей иногда используют прицепы. Езда с прицепом имеет свои особенности.
Прицеп — это транспортное средство без двигателя, которое крепится сзади автомобиля и используется для перевозки вещей. Прицепы бывают легкими (с разрешенной максимальной массой до 750 кг) и тяжелыми (с разрешенной максимальной массой свыше 750 кг).
С какой категорией можно управлять автомобилем с прицепом? Для легких прицепов подходят стандартные права категории «B», дополнительных экзаменов сдавать не требуется. Также не нужно менять права, если масса прицепа выше 750 кг, но не превышает массу автомобиля, а суммарный вес состава не более 3,5 тонн.
Какие документы нужны на прицеп
Поскольку прицеп является транспортным средством, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД в течение 10 дней после покупки. Для регистрации понадобятся паспорт владельца и ПТС, также могут потребоваться договор купли-продажи и акт приема-передачи. За регистрационные действия нужно уплатить государственную пошлину. Езда с прицепом без документов незаконна.
Отдельный полис ОСАГО или внесение отметки в действующий полис на легковой автомобиль не требуется — это нужно только в случае, если собственником прицепа является юридическое лицо или водитель управляет грузовым транспортом.
Фаркоп (тягово-сцепное устройство), специальный крюк для сцепления прицепа и автомобиля, может быть предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля. В этом случае, если конструкцией транспортного средства предусмотрена его установка и эксплуатация, регистрация фаркопа в ГИБДД не требуется (при соблюдении технических требований, включая максимально допустимую нагрузку). Если же фаркоп устанавливается на автомобиль, конструкцией которого это не предусмотрено, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД.
Особенности вождения с прицепом
При вождении с прицепом водитель должен соблюдать все правила дорожного движения, а также учитывать некоторые особенности:
- Существуют ограничения скорости: вне города — 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч на загородных дорогах. Важно! Если трасса находится в черте города (например, МКАД), то ограничения на скорость не действуют, и автомобиль с прицепом может двигаться со скоростью потока.
- Перевозить пассажиров в прицепе запрещено, только грузы.
- В темное время суток должны быть включены габаритные огни как на автомобиле, так и на прицепе.
- Нельзя превышать максимально разрешенную массу груза.
- Использовать прицеп можно только при его исправности, исправном сцеплении и страховочных цепях. Если у прицепа есть тормоза, они должны быть в рабочем состоянии.
Камеры, установленные на дорогах для обнаружения правонарушений, могут распознавать прицепы по их номерам, которые выдаются при регистрации в ГИБДД, что является обязательным.
Прицеп считается транспортным средством, поэтому его нахождение на парковке требует оплаты. Номер прицепа необходимо добавить в приложение или в документы, он занимает отдельное место, и оплатить его должен владелец.
Если речь идет о парковке, где требуется абонемент или резидентское разрешение, их также нужно оформлять отдельно для прицепа.
Что касается платных дорог, правила зависят от эксплуатирующих организаций, поэтому лучше заранее уточнять все детали.
Приведенные выше правила являются обязательными. Нарушение может повлечь за собой штрафы.
- За отсутствие регистрации прицепа в ГИБДД предусмотрен штраф от 1500 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).
- За перевозку людей в прицепе грозит штраф в размере 1000 рублей (ч. 2 ст. 12.23 КоАП РФ).
- За неоплату платной парковки возможен штраф (в Москве — 5000 рублей).
- Если не все детали прицепа исправны, это также может повлечь штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
В случае нарушения правил дорожного движения водителем с прицепом предусмотрена ответственность по закону. Поэтому важно следить за состоянием техники, правильностью документов и не нарушать ПДД.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании материалов необходимо указывать активную ссылку на источник.
Езда с прицепом: основные особенности и правила безопасности
Движение с прицепом отличается от обычного движения автомобиля особенностями, которые важно знать водителю, чтобы избежать опасностей для себя и других участников дорожного движения. Особенно это касается прицепов, которые разрешено буксировать на автомобилях категории B: одно- или двухосных прицепов с массой до 750 кг, не оснащенных тормозами. Они влияют на управляемость и обзор, а также, благодаря гибкому соединению, имеют специфическую реакцию на маневры. Все эти нюансы стоит учитывать
При управлении автомобилем с прицепом следует всегда помнить об очевидном: вы манипулируете не просто легковым автомобилем, на который вы уже привыкли, а полноценным «автопоездом», который значительно тяжелее. Это сказывается на его разгонной способности и динамике торможения. При выполнении любых маневров с прицепом важно начинать действовать заранее, как при торможении, так и при разгоне. Ограничение максимальной скорости с прицепом составляет 70 км/ч на обычных дорогах и 90 км/ч на автомагистралях из-за сниженной эффективности торможения, которая усиливается при увеличении скорости.
Гибкая связь добавляет свои сложности в процессе торможения. Независимо от загрузки, тормозить с прицепом всегда необходимо плавно. В случае резкого торможения автомобиль с прицепом, не оснащенный тормозами, из-за инерции стремится опередить тягач. Это может привести к заносу, опрокидыванию или столкновению с автомобилем.
Особенно важно учитывать прицеп при поворотах. Сброс скорости перед входом в поворот должен быть выполнен заранее. Торможение в повороте с прицепом может привести к его заносу или опрокидыванию. Во время маневрирования следует контролировать прицеп, не давая ему выйти за пределы автомобиля. Также важно помнить, что колеса прицепа двигаются по меньшему радиусу поворота, что требует особого внимания при маневрировании в населенных пунктах.
Отдельно стоит упомянуть о движении задним ходом с прицепом. Многие водители чувствуют себя неуверенно при таких маневрах даже без прицепа. Управление задним ходом с прицепом требует определенных навыков и опыта. Основные правила — низкая скорость и постоянный контроль траектории. При повороте рулем вправо автомобиль с прицепом движется вправо, в то время как прицеп начинает двигаться влево. Важно не спешить: если прицеп сбивает с траектории, лучше вернуться вперед.
Правильное использование и маневрирование — залог безопасности при движении с прицепом. Также важно использовать качественное тягово-сцепное устройство, обеспечивающее надежное соединение и защищающее от неожиданного отсоединения.