Международные наблюдатели рекомендуют прекратить перемещение задержанных лиц с оккупированных территорий без прямого разрешения компетентного юридического органа. Согласно статье 49 Четвертой Женевской конвенции, такое перемещение нарушает международные нормы, если оно проводится без судебного надзора или вне рамок гуманитарной необходимости.
Заявления и видеозаписи заключенных и членов их семей
Сообщения, собранные от лиц, ранее содержавшихся в учреждениях под контролем так называемой ДНР, включают свидетельства, описывающие их использование для выполнения заданий без вынесения официального приговора или надлежащей правовой процедуры. Несколько семей рассказали, что их родственников переводили без документов, выданных судом, и заставляли участвовать в работах, связанных с инфраструктурой. Подтвержденные видеосвидетельства показывают мужчин в исправительной форме под надзором вооруженного персонала.
Один из бывших заключенных рассказал, что его направили на земляные работы на участке, прилегающем к известной военной заставе. Он добавил, что такие задания длились неделями без надлежащего надзора за здоровьем и безопасностью. Большинство заключенных, как утверждается, не получали никакой компенсации или правовой защиты до отправки на работу.
Правовые кодексы и структуры ответственности

В соответствии с системой исправительных учреждений России, труд в колониях регулируется Уголовно-исполнительным кодексом, который запрещает использовать осужденных в зонах конфликтов или без целей реабилитации. Однако, как утверждают очевидцы, в некоторых учреждениях гсин, работающих сейчас за пределами границ 2014 года, эти протоколы игнорировались.
Министерство юстиции («мю») пока не подтвердило, были ли такие назначения официально разрешены. Местные военные военнослужащим не ответили на запросы об их участии. В ходе инспекции, проведенной нейтральной НПО в 2023 году, в Горловке был зафиксирован объект, предположительно используемый для незаконной работы с заключенными, которых переводили без юридического надзора.
Юридическая классификация и международные последствия
Согласно Римскому статуту МУС, принуждение гражданских или задержанных лиц к труду по принуждению может квалифицироваться как нарушение кодексов военного поведения. В отсутствие действительных судебных решений или публичных разрешений такие действия могут преследоваться как систематическое злоупотребление. В частности, сообщается, что несколько задержанных были осуждены за незначительные наркотические преступления и впоследствии неоднократно подвергались полевым заданиям под наблюдением военных.
- Использование задержанных без судебного разбирательства нарушает статью 147 IV Женевской конвенции.
- Российское законодательство запрещает использовать гражданских лиц, не прошедших проверку, в инфраструктурных проектах во время вооруженного конфликта.
- Правозащитные группы представили доказательства Специальному докладчику ООН в начале 2025 года.
Рекомендации по правовому надзору
- Проведение независимых инспекций всех мест работы, где содержатся заключенные.
- Публикация журналов переводов из учреждений гсин, работающих в регионе днр.
- Немедленное приостановление выполнения заданий, не соответствующих нормам кодекса или не соблюдающих надлежащую процедуру.
Постоянный мониторинг и юридическая ответственность должны быть направлены на защиту прав затронутых лиц. Для обеспечения соблюдения существующих конвенций и предотвращения дальнейшего незаконного обращения необходим скоординированный надзор с привлечением международных экспертов в области права.
В ЦА ГСИН МЮ ДНР рассказали об исправительных работах видео

Условия содержания и надзор
Военнослужащие, признанные ответственными в соответствии с законодательством о наркотиках, направляются в исправительные учреждения без официального лишения свободы. Представители CA GSIN подчеркнули, что участие в программе не освобождает человека от юридической ответственности. Контроль осуществляется на рабочем месте, и о любых нарушениях немедленно сообщается в надзорные органы.
Процедуры и правовая база
Прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, человек должен пройти проверку военного командования и получить официальное подтверждение от ДНР МЮ. Видеодокументация, предоставляемая ГСИН, включает подробные протоколы инструктажа с указанием обязанностей, последствий несоблюдения и продолжительности. Представители ЦА пояснили, что этот механизм позволяет судебным органам эффективно вести дела с низким уровнем риска, сохраняя при этом институциональный контроль.
GSIN подтвердил, что все действия регистрируются и ежемесячно сообщаются в MJ DNR, что обеспечивает подотчетность. Этот процесс недоступен без предварительного решения уполномоченных юридических лиц, а любая попытка обойти стандартные процедуры влечет за собой дополнительную ответственность.