В структуре МВД действует Государственная автоинспекция, занимающаяся обеспечением безопасности на дорогах России. Также существует дорожно-патрульная служба, но многие водители не всегда понимают, чем отличается ГИБДД от ГАИ и ДПС, и какие права и обязанности у сотрудников этих структур.
Мы ответим на эти вопросы. Сегодня расскажем о ключевых задачах и функциях сотрудников ГИБДД и ДПС, а также обсудим правила общения с ними.
Что такое ГИБДД, ГАИ и ДПС
Итак, чем различаются ГИБДД, ГАИ и ДПС? Государственная автоинспекция была образована в 1936 году и с тех пор многократно реформировалась. В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД – Государственную инспекцию безопасности дорожного движения.
Разработчики нормативных актов считали, что новое название лучше отражает функции структуры. Однако через 4 года очередная реформа привела к отождествлению наименований ГАИ и ГИБДД.
Дорожно-патрульная служба (ДПС) является подразделением Госавтоинспекции, контролирующим дорожное движение и пресекающим нарушения.
О протоколах и постановлениях как актах ГИБДД расскажет это видео:
Функции Госавтоинспекции
Закон наделяет Госавтоинспекцию множеством задач и функций, среди которых:
- Контроль за соблюдением норм безопасности на дорогах и ПДД.
- Профилактика аварий, снижение их количества и минимизация последствий.
- Выдача водительских удостоверений и проведение экзаменов.
- Технические осмотры, регистрация и выдача госномеров.
- Регулирование дорожной обстановки.
- Охрана общественного порядка.
- Розыск угнанных автомобилей и тех, что скрылись с места ДТП.
- Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
- Мероприятия на месте происшествий.
- Организация дознания.
- Организация транспортного сопровождения.
- Освидетельствование водителей на наличие алкоголя в крови.
- Осмотр и досмотр транспортных средств.
- Составление протоколов и постановлений по нарушениям ПДД.
Подробнее о функциях и задачах ГИБДД расскажет это видео:
Способы взаимодействия с представителями Инспекции
Участники дорожного движения взаимодействуют с ГИБДД следующими способами:
- Лично при нарушении правил, остановке инспектором, освидетельствовании, осмотре и досмотре автомобиля, сдаче экзаменов и регистрационных процедурах.
- Дистанционно при оплате штрафов, использовании Портала госуслуг и подаче жалоб на действия инспекторов.
О том, как правильно общаться с сотрудником ДПС и какие ошибки водителей при этом встречаются, расскажем далее.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Эксперты, помогающие водителям в общении с ДПС ГИБДД, разработали памятку. При личном контакте с сотрудником ГИБДД нужно соблюдать следующие правила, чтобы контролировать ситуацию и избежать действий недобросовестных служащих:
- Водитель имеет право попросить инспектора предъявить документы и сообщить причину остановки.
- При разговоре необходимо быть вежливым и корректным.
- Беседу с инспектором можно вести из салона автомобиля, если нет веских причин выходить.
- Автомобилист имеет право фиксировать диалог с инспектором.
- Если водителю предъявлено нарушение, инспектор обязан разъяснить суть противоправных действий.
- Отказ от освидетельствования на алкоголь автоматически признаёт водителя нетрезвым.
- Любые несогласия с протоколом или постановлением указываются в документе для последующего обжалования.
- При неправомерных действиях сотрудников ГИБДД водитель может подать жалобу по месту службы инспектора или в суд.
- Дача взятки сотруднику ГИБДД карается штрафом или лишением свободы в зависимости от суммы.
Осведомленность о своих правах и обязанностях на дороге поможет водителям правильно взаимодействовать с инспекторами ГИБДД и защититься от недобросовестных сотрудников.
В следующем видео показан пример корректного общения с ГИБДД:
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях:
И подписывайтесь на обновления сайта в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook или Twitter.