Правильное выполнение маневровых операций на главных и приемо-отправочных путях требует строгого соблюдения порядка сигнализации и блокировки. Для бесперебойного движения поездов необходимо получить разрешение диспетчера на въезд на участок пути. Диспетчер убедится, что участок свободен от конфликтующего движения, и после подтверждения маршрута машинист может приступить к маневрированию локомотива на указанном пути.
Перед началом движения необходимо снять блокировку на данном участке. Для регистрации этого события следует сделать соответствующие записи в журнале, задокументировав снятие блокировки и подтверждение освобождения пути. Машинист маневрового локомотива должен всегда поддерживать связь с диспетчером станции и придерживаться любых специальных инструкций, которые могут быть применимы к конкретной ситуации, например, особые условия на участке или корректировка маршрута в последнюю минуту.
В случаях, когда на одном и том же участке запланировано несколько операций, координация между соседними станциями имеет жизненно важное значение для обеспечения правильной последовательности выполнения задач. Такая координация включает в себя получение разрешений и контроль за применением заграждений на маршруте. Любые возможные изменения в первоначальном плане должны быть немедленно доведены до сведения соответствующих сторон, чтобы избежать задержек или угрозы безопасности. Кроме того, необходимо всегда тщательно следовать указаниям диспетчера, особенно в отношении последних утвержденных блокировок, прежде чем продолжить движение.
Порядок действий при маневрах за границами станции с различными системами сигнализации и связи
При выполнении маневров за границами станции необходимо следовать определенным процедурам в зависимости от используемой системы сигнализации и связи. Эти системы могут включать в себя сигнализацию путевых блоков, системы электрических ключей или автоматическую сигнализацию блоков, каждая из которых требует точной координации для обеспечения безопасности и эффективности.
Однопутные и многопутные системы
При работе на однопутном участке маневры могут выполняться только после получения разрешения от диспетчера или персонала станции. Разрешение диспетчера является обязательным и гарантирует, что движение поездов не будет противоречить друг другу. На многопутном участке перед началом движения особое внимание должно быть уделено выравниванию путей и наличию четких сигналов. Все действия должны быть записаны в станционном журнале, чтобы сохранить четкий отчет о работе и избежать конфликтов в дальнейшем.
Порядок действий при использовании системы электрических ключей и других средств связи
При использовании системы электрических ключей очень важно убедиться, что ключ находится в правильном положении и что сигнал чист, прежде чем приступать к работе. Локомотив может выйти со станции на участок пути только в том случае, если разрешение дано через систему ключей или по прямой связи с диспетчером. В тех случаях, когда используется автоматическая блочная сигнализация, движение поездов или локомотивов разрешается только тогда, когда путь впереди не занят, о чем сигнализирует система сигнализации. Разрешение должно быть четко задокументировано в оперативном журнале.
При перемещении за пределы станции в отсутствие прямого контакта с диспетчером станции операторы должны полагаться на заранее установленные соглашения или сигналы (например, системы блокировки ключей или кодированные путевые сигналы), разрешающие отправление. Как и в случае с любой формой сигнализации, письменные или цифровые записи должны своевременно обновляться, чтобы отражать точный характер операции, особенно в отношении разрешения на отправление и любых последующих ограничений, которые могут применяться. Это очень важно для предотвращения любых потенциальных конфликтов во время операции.
Особое внимание следует уделять блок-участку станции при перемещении поездов или маневровых грузов через границу, чтобы исключить возможность несанкционированного перемещения до получения соответствующего разрешения. Использование исправных сигнальных устройств и своевременный обмен разрешающими сигналами обеспечивают плавный переход без нарушения потока грузового и пассажирского движения, особенно при работе на загруженных участках со сложной схемой путей и множеством входящих и исходящих линий.
Порядок отправления маневрового поезда за пределы станции на однопутном участке с автоблокировкой
При отправлении маневрового поезда за границу станции на однопутном участке в условиях автоблокировки необходимо строго придерживаться следующей последовательности действий:
Сначала убедитесь в выполнении всех необходимых операций на станции. После подтверждения подайте сигнал машинисту локомотива соответствующим сигналом или ключом-токеном в соответствии с порядком управления на станции. Проверить состояние сигнальной системы, убедиться в том, что все блок-участки свободны и сигнальная аппаратура работает исправно, особенно световые сигналы и сигналы путевой блокировки в зоне маршрута отправления.
Поездная бригада должна получить ключ-токен для участка в центре сигнализации станции. Это послужит подтверждением того, что блок-участок свободен для движения маневрового состава. Экипаж должен сделать запись об этом в журнале или дневнике, посвященном маневровой работе. Система «ключ-токен» гарантирует отсутствие конфликтующих движений на одном участке пути и является важнейшим элементом безопасной работы.
После получения ключа-токена локомотиву разрешается выехать за пределы станции. Затем машинист должен проверить состояние всех сигналов на маршруте, включая световые сигналы, указывающие на разрешение к отправлению, и любые предупредительные сигналы, которые могут указывать на предстоящее движение в обратном направлении. Оператор должен убедиться, что все сигналы зафиксированы в правильном положении для отправления.
Движение должно осуществляться с осторожной скоростью, убедившись, что сигнальная система разрешает движение за пределы станции. Во время движения поезд должен поддерживать постоянную связь с диспетчерским центром станции, который будет следить за прохождением поезда по блок-участку, проверяя, не происходит ли конфликтных движений поездов.
Если по какой-либо причине локомотив должен остановиться, машинист обязан немедленно сообщить об этом диспетчеру станции, чтобы не мешать другим операциям в этом районе. Диспетчер отрегулирует соответствующие сигналы или отдаст приказ об остановке, если это необходимо для обеспечения безопасности движения.
После того как поезд успешно пересек границу станции и вошел в следующую блок-секцию, система ключей-токенов должна быть обновлена, чтобы отразить движение поезда за пределы станции. В журнале должны быть сделаны все необходимые записи, обеспечивающие точность и актуальность всех действий, связанных с отправлением.
Наконец, убедитесь, что все операции выполняются в соответствии с установленными правилами работы с поездами на однопутном участке в условиях автоблокировки, включая соответствующую регистрацию любых изменений сигналов и надлежащее выполнение маневровых передвижений. Несоблюдение этих правил может привести к задержке операций или инцидентам, связанным с безопасностью.
VII. Маневры на главных и приемоотправочных путях
При организации движения на главных и приемоотправочных путях крайне важно обеспечить надлежащий контроль за движением поездов, координацию сигналов и строгое соблюдение мер безопасности. Приведенные ниже рекомендации основаны на стандартных эксплуатационных процедурах и специальных технических требованиях для различных типов и условий пути.