Помеха справа в ПДД: Правила, Объяснения и Примеры

Любой водитель, а также некоторые пешеходы, знают, что на дороге существует так называемое правило «помехи справа». Однако, каждый понимает это правило по-разному. Например, многие считают, что нужно уступать всем транспортным средствам, приближающимся справа, вне зависимости от других условий, что, конечно, неверно. Итак, что же на самом деле означает правило «помехи справа»?

Правило «помехи справа» применяется в двух случаях: при одновременном перестроении и на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность движения не оговорена правилами. По сути, правило «помехи справа» — это последнее правило, которое нужно учитывать на дороге. Последнее — не в том смысле, что его можно игнорировать, а в том, что оно применяется после других правил.

Кстати, такого термина, как «помеха справа« в правилах дорожного движения вообще нет.

Одновременное перестроение

В правилах дорожного движения про перестроение сказано следующее:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в попутном направлении без изменения курса. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся в попутном направлении, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Рассмотрим все по порядку, так как случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, независимо от того, находится автомобиль справа или слева от Вас. Можете сделать это только по собственной инициативе. Правило «помехи справа» не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока движение на соседней полосе не освободится. Правило «помехи справа» не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также перестраивается. По правилам дорожного движения, автомобиль должен уступить Вам дорогу, независимо от направления его перестроения. Действует правило «помехи справа». Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, не стоит резко въезжать на левую полосу. Лучше немного подождать и убедиться, что Вам действительно уступают дорогу.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе также выполняет перестроение. В этом случае Вы обязаны уступить дорогу. Действует правило «помехи справа».

Обобщенные правила перестроения

Из всего вышеизложенного можно вывести обобщенные правила перестроения:

1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.

2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.

3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (возможно и не пропустят) только те, кто перестраивается одновременно со мной.

Помеха справа в ПДД

Помеха справа в ПДД

Обстоятельства, при которых применяется правило «помехи справа»:

Понятие «помеха справа»

Уступить по главной и второстепенной

Существует несколько разных мнений по поводу понятия «помеха справа».

Некоторые эксперты считают, что термин «помеха справа» существует с самого начала истории ПДД и придают ему статус правила.

Другие эксперты утверждают, что понятие «помеха справа» не имеет юридической силы, поскольку оно вообще не встречается в тексте ПДД.

Несмотря на разногласия, использование этого термина значительно упрощает понимание многих дорожных ситуаций, когда необходимо определить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.

Приоритет — это право на первоочередное движение в выбранном направлении по отношению к другим участникам движения (пункт 1.2 ПДД).

Термин «помеха справа» отсутствует в ПДД. Это народное выражение, обозначающее ситуации, когда правила обязывают водителя уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа.

Однако это понятие регулирует далеко не все ситуации, в которых другой автомобиль подъезжает с правой стороны.

О «помехе справа» следует говорить только в тех случаях, когда транспортные средства имеют равные права на движение, или когда очередность проезда между ними не оговорена правилами.

Такие случаи редки, и хотя официального термина «помеха справа» не существует, в ПДД они описаны несколько иначе:

«водитель должен уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа».

Ниже представлены ситуации, к которым применяется правило «помеха справа», и пункты ПДД, где эта формулировка упоминается.

Одновременное перекрестное перестроение

При одновременном перестроении автомобилей, движущихся в одном направлении, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (пункт 8.4 ПДД).

Важно отметить, что приоритет при одновременном перестроении возникает только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются!

Тема маневров, связанных со сменой полосы движения, подробно рассмотрена в серии статей Перестроение.

При одновременном перестроении с другим автомобилем крайне важно понять или вовремя заметить, что маневры транспортных средств происходят одновременно.

Главная дорога меняет направление на перекрестке

Когда на перекрестке главная дорога меняет направление, водители, движущиеся по ней, должны соблюдать правила проезда перекрестков равнозначных дорог (пункт 13.10 ПДД).

Когда на таком перекрестке возникает необходимость уступить помехе справа? Это может произойти в двух случаях:

  • когда главная дорога поворачивает направо, вы движетесь по ней и хотите проехать прямо или повернуть налево (развернуться).
  • когда вы подъезжаете по второстепенной дороге, но «правая» дорога на перекрестке также является второстепенной. Независимо от вашего направления движения, вы обязаны уступить всем транспортным средствам, включая помеху справа на второстепенной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Съезд и поворот с главной дороги из серии Главная дорога.

Перекресток равнозначных дорог

Перекресток равнозначных дорог также известен как равносторонний перекресток.

На таком перекрестке, кроме случаев, описанных в пункте 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11 ПДД).

Отличие перекрестка равнозначных дорог от других заключается в отсутствии знаков приоритета на всех сторонах этого перекрестка.

Советуем прочитать:  Как оформить пенсию онлайн

ПДД требуют, чтобы на перекрестке равнозначных дорог водитель уступал любому транспортному средству, приближающемуся справа, независимо от направления движения через перекресток: прямого проезда, поворота налево или разворота.

На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация, когда каждый участник должен уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. Как действовать в такой ситуации, можно узнать в статье Проезд равнозначного перекрестка.

Другие случаи, не указанные в ПДД

Если траектории транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не определена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа (пункт 8.9 ПДД).

К таким случаям относятся движение во дворах и жилых зонах, на парковках и прилегающих территориях, где пути машин пересекаются, но нет знаков, предоставляющих приоритет.

Пример можно найти в статье Движение во дворах и жилых зонах.

Уступить во дворе

Следующие два пункта Правил касаются ситуаций, в которых принцип «помеха справа» неприменим, поскольку ПДД четко определяют приоритеты между транспортными средствами.

Тем не менее, рассмотрение этих ситуаций через призму народного правила «помеха справа» может помочь лучше разобраться в ситуации, особенно на начальном этапе водительского стажа.

Позже, с опытом, придет интуитивное понимание, кому и в каких ситуациях нужно уступить дорогу согласно Правилам.

Речь идет о встречных транспортных средствах, которые движутся в тех же условиях, что и вы: либо на зеленый сигнал светофора, либо по равнозначной дороге.

Пункт 13.4. При повороте налево или развороте на зеленый сигнал светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Требования пунктов 13.4 и 13.12 обязательны не только на перекрестках, но и на любых участках дороги, где возможно поворот налево или разворот.

В обоих случаях, если мысленно повернув налево, представить автомобиль поперек движения, то встречные транспортные средства окажутся справа, поэтому им нужно уступить.

Такая позиционная расстановка не является «помехой справа» в классическом смысле, поскольку в этих пунктах ПДД есть прямое указание уступить встречным транспортным средствам!

Однако, если кому-то сложно запомнить, что при повороте налево или развороте необходимо уступать встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, то для понимания можно использовать метод псевдо-«помехи справа».

В любых ситуациях, когда у вас есть преимущество в движении, важно помнить, что ваше преимущество следует использовать только после того, как вы убедитесь, что вам уступают дорогу.

Оставайтесь на нашем сайте. Здесь вы найдете много полезной информации для собственной безопасности на дорогах.

Задайте свой вопрос в форме для комментариев в конце страницы.

Продолжая тему «помехи справа» в ПДД и вопросов по обеспечению безопасности на дорогах, предлагаем ознакомиться с материалами следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.03.2023

Если хотите поделиться прочитанным, ниже расположены кнопки для этого. Нажимайте без стеснения.

ПДД для опытных водителей: всегда ли прав тот, кто справа?

ПДД для опытных водителей: всегда ли прав тот, кто справа?

Некоторые правила забываются сразу после автошколы, поэтому в проекте «ПДД для опытных водителей» мы напоминаем пункты, которые обычно изучают заново после аварии. Для знатоков предлагаем небольшой тест в конце статьи.

Правило правой руки — так в народе называют требование уступить дорогу помехе справа. Интересно, что это правило закреплено в трех разных пунктах ПДД. Ниже приведены их точные формулировки, а суть заключается в следующем:

Пункт 13.11 применяется на перекрестках равнозначных дорог, включая случаи, когда главная дорога поворачивает. Исключение — перекрестки с круговым движением: даже без знаков приоритета первым едет тот, кто уже на кольце. Знак 4.3 «Круговое движение» обязателен.

Пункт 8.4 требует уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто действует на многополосных дорогах.

И, наконец, пункт 8.9 применяется во всех неясных ситуациях, когда траектории пересекаются. Например, он полезен при разъездах на парковках или при одновременном развороте по разным траекториям.

Требование уступить помехе справа кажется простым, но его часто нарушают, не всегда намеренно.

В этом видео приятно удивляет корректная речь и аргументированная позиция владельца регистратора Region 52/Youtube.com

Типичный пример: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, и справа появляется автомобиль. Нужно ли уступить ему? Если территория справа — жилой район или другая прилегающая территория (например, парковка), правило правой руки не действует — уступает тот, кто выезжает. Но если это равноценная дорога, которую в градостроительных документах считают улицей, и нет знаков приоритета, уступать должны вы.

Пример ситуации, когда определить, кто же должен был уступать, крайне сложно: примыкающая справа проезжая часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чём настаивает владелец регистратора

На иллюстрациях к билетам автошколы жилые зоны и прилегающие территории обозначены явно. В реальной жизни предугадать, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей, не всегда просто. Особенно зимой, когда проезжую часть могут накатать по снегу прямо через газон.

Советуем прочитать:  Удобства записи к врачу через «Госуслуги»

На парковках супермаркетов водители нередко считают себя на главной дороге, двигаясь по прямому проезду, полагая, что уступать должны те, кто выезжает из боковых «проулков». Но чаще всего территория парковки является «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.

Пересечения траекторий возникают и в местах сужения проезжей части. Проблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например, когда чётко виден конец разгонной полосы и уступают те, кто движется по основной проезжей части. А если нет? Тогда возникает двусмысленность, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движется в левых рядах. Это не интуитивно и для многих водителей оскорбительно, поэтому они стремятся вытеснить «правого» на обочину, хотя он прав не только физически, но и по правилам.

В итоге получаем следующее: в идеальном мире, где знаками отмечены выезды из жилых зон и с прилегающих территорий и где разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет. В реальном мире часто возникает неясность, особенно у водителей, которым не всегда хватает времени на принятие решения. Плюс многое решают привычки: например, интуитивно кажется, что на Т-образных перекрёстках приоритет у тех, кто едет прямо, хотя это не всегда так.

Запомним следующее: приближаясь к пересечению, на котором нет знаков, разметки или явных признаков выезда с прилегающей территории, готовьтесь уступить помехе справа. Верно и обратное: если у вас помеха слева и вы уверены в своём преимуществе, имейте в виду, что оппонент может видеть ситуацию иначе.

Попадать в аварии, где задействован один из трёх указанных пунктов, чревато: при их разборе ситуация нередко переворачивается с ног на голову. Были прецеденты, когда решение менялось через три года: изначально одному из водителей вменяли нарушение пункта 8.9 ПДД, но в судебных разбирательствах со страховой выяснялось, что пересечение всё же было неравноценным.

А теперь — небольшой тест.

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

Некоторые правила забываются сразу после автошколы, поэтому в проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем пункты, которые водители обычно заучивают уже после аварии. Для знатоков предлагаем небольшой тест в конце статьи.

Правило правой руки — так на жаргоне называется требование уступить помехе справа. Пикантная подробность в том, что правило это растащено сразу по трём пунктам ПДД. Суть заключается в следующем.

Пункт 13.11 (выдержку из ПДД см. в конце статьи) действует на перекрёстках равнозначных дорог, в том числе когда главная дорога поворачивает. Исключение сделано для перекрёстков с круговым движением: даже в отсутствие знаков приоритета едет первым тот, кто уже на кольце. Знак 4.3 «Круговое движение» при этом обязателен.

Пункт 8.4 обязывает уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто работает на многополосных магистралях.

И, наконец, во всех неясных ситуациях, когда траектории пересеклись, действует пункт 8.9. Например, он востребован при разъездах на парковках или при одновременном развороте по траекториям разной крутизны.

Требование уступить помехе справа кажется простым, и тем не менее нарушают его часто и не всегда со злым умыслом.

В этом видео приятно удивляют корректная речь и аргументированная позиция владельца регистратора Region 52/Youtube

Типичный пример: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, справа появляется автомобиль. Нужно ли уступать ему? Если территория справа является жилой зоной или любой другой прилегающей территорией (парковкой например), правило правой руки для вас не действует — уступает тот, кто выезжает. Но если он находится на равноценной дороге, которая во всех градостроительных документах считается улицей, в отсутствие знаков приоритета уступать должны вы.

Пример ситуации, когда определить, кто же должен был уступать, крайне сложно: примыкающая справа проезжая часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чём настаивает владелец регистратора

В учебных материалах автошкол жилые зоны и прилегающие территории обозначены чётко. В реальных условиях трудно определить, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей. Особенно зимой, когда проезжую часть могут прокладывать по снегу прямо через газон.

На парковках супермаркетов водители часто считают себя на главной дороге, двигаясь по прямому проезду, полагая, что те, кто выезжает из боковых «проулков», должны уступать. Однако в большинстве случаев территория парковки является «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.

Пересечения траекторий также возникают в местах сужения проезжей части. Проблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например, когда чётко виден конец разгонной полосы, и нужно уступить тем, кто движется по основной проезжей части. А если нет? Тогда возникает двусмысленность, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движется в левых рядах. Это не всегда интуитивно понятно и может раздражать водителей, которые стремятся втереть «правого» в обочину, хотя он прав не только физически, но и по существу.

Итак, в идеальном мире, где выезды из жилых зон и прилегающих территорий обозначены знаками, а разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет. В реальном мире часто возникает неясность, особенно когда у водителей мало времени на принятие решения. Привычки тоже играют свою роль: например, интуитивно кажется, что на Т-образных перекрёстках приоритет у тех, кто едет прямо, хотя это не всегда так.

Советуем прочитать:  Расчет по нормативам потребления

Запомним следующее: приближаясь к пересечению без знаков, разметки или явных признаков выезда с прилегающей территории, готовьтесь уступить помехе справа. Верно и обратное: если у вас помеха слева и вы уверены в своём преимуществе, помните, что другой водитель может видеть ситуацию по-другому.

Попадать в аварии, связанные с одним из этих трёх пунктов, опасно: при их разборе ситуация может полностью измениться. Бывали случаи, когда решение менялось через три года: сначала одному из водителей вменяли нарушение пункта 8.9 ПДД, но в ходе судебных разбирательств со страховой выяснялось, что пересечение было неравноценным.

А теперь — небольшой тест.

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

ПДД для бывалых: всегда ли прав тот, кто справа

Некоторые правила забываются сразу после автошколы, поэтому в проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем пункты, которые водители обычно учат уже после аварии. Для знатоков мы предлагаем небольшой тест в конце статьи.

Правило правой руки — так на жаргоне называется требование уступить помехе справа. Интересная деталь в том, что это правило распространяется сразу на три пункта ПДД. Далее мы приведём их точные формулировки, а суть заключается в следующем.

Пункт 13.11 применяется на перекрёстках равнозначных дорог, включая случаи, когда главная дорога поворачивает. Исключение — перекрёстки с круговым движением: даже при отсутствии знаков приоритета первым едет тот, кто уже на кольце. Знак 4.3 «Круговое движение» при этом обязателен.

Пункт 8.4 обязывает уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто применяется на многополосных магистралях.

И наконец, во всех неясных ситуациях, когда траектории пересеклись, действует пункт 8.9. Например, он актуален при разъездах на парковках или при одновременном развороте по разным траекториям.

Требование уступить помехе справа кажется простым, но его часто нарушают, иногда неумышленно.

В этом видео приятно удивляет корректная речь и аргументированная позиция владельца регистратора Region 52/Youtube.com

Типичная ситуация: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, справа появляется автомобиль. Нужно ли уступать ему? Если территория справа является жилой зоной или любой другой прилегающей территорией (например, парковкой), правило правой руки для вас не действует — уступает тот, кто выезжает. Но если он находится на равноценной дороге, которая во всех градостроительных документах считается улицей, в отсутствие знаков приоритета уступать должны вы.

Пример ситуации, когда сложно определить, кто должен был уступать: примыкающая справа проезжая часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чём настаивает владелец регистратора

В учебных материалах автошкол жилые зоны и прилегающие территории обозначены чётко. В реальных условиях трудно определить, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей. Особенно зимой, когда проезжую часть могут прокладывать по снегу прямо через газон.

На парковках супермаркетов водители часто считают себя на главной дороге, двигаясь по прямому проезду: мол, уступать должны те, кто выезжает из боковых «проулков». Но в большинстве случаев территория парковки является «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.

Пересечения траекторий возникают и в местах сужения проезжей части. Проблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например, мы ясно видим конец разгонной полосы и уступаем тем, кто движется по основной проезжей части. А если обозначений нет? Тогда возникает неопределённость, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движется в левых рядах. Это не всегда интуитивно и для многих водителей неприятно, поэтому они стремятся вытеснить «правого» на обочину, хотя он прав не только физически, но и по правилам.

В итоге получаем следующее: в идеальном мире, где знаками отмечены выезды из жилых зон и с прилегающих территорий, и где разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет. В реальном же мире часто возникает неясность, тем более у водителей не так много времени на принятие решения. Плюс многое определяют привычки: например, интуитивно кажется, что на Т-образных перекрёстках приоритет у тех, кто едет прямо, хотя это не всегда так.

Запомним следующее: приближаясь к пересечению, на котором нет знаков, разметки или явных признаков выезда с прилегающей территории, готовимся уступить помехе справа. И обратное верно: если у вас помеха слева и вы уверены в своём преимуществе, имейте в виду, что другой водитель может видеть ситуацию иначе.

Попадать в аварии, связанные с одним из трёх указанных пунктов, чревато: при их разборе ситуация нередко оказывается перевёрнутой. Были случаи, когда решение менялось через три года: изначально одному из водителей вменяли нарушение пункта 8.9 ПДД, но в ходе судебных разбирательств со страховой выяснялось, что пересечение всё же было неравноценным.

А теперь — небольшой тест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector