Интерпретация понятия «должностное лицо» в Письме Министерства спорта РФ

Правовой отдел рассмотрел письмо отдела науки и образования от 22 марта 2019 года, имеющее номер 04-04-3-20/10393, касающееся определения термина «должностное лицо», и выносит следующее заключение.

Понятие «должностное лицо» определено в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) и Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии с пояснением к статье 285 УК РФ, должностными лицами считаются лица, осуществляющие функции представителя власти или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, корпорациях и компаниях, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, а также вооруженных силах и других воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно КоАП РФ, должностным лицом считается лицо, осуществляющее функции представителя власти или административно-хозяйственные функции в государственных органах, местном самоуправлении, организациях, а также вооруженных силах и других воинских формированиях Российской Федерации.

Итак, «должностным лицом» является лицо, осуществляющее функции представителя власти или административно-хозяйственные функции.

Определение терминов «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года, имеющем номер 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума, к исполняющим функции представителя власти относятся лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия, связанные с управлением трудовым коллективом, формированием кадров и определением трудовых функций работников, а также с применением мер поощрения, наказания и т.д.

Таким образом, «должностное лицо» — это лицо, осуществляющее функции представителя власти или административно-хозяйственные функции.

Необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации содержит специфичные определения для понятия «должностное лицо», что следует учитывать при применении норм Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство определяет «должностное лицо» в контексте местного самоуправления и других сферах. Например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определяет «должностное лицо местного самоуправления» как лицо с определенными полномочиями.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «должностным лицом» считается лицо, выполняющее функции власти или административно-хозяйственные функции.

Таким образом, «должностное лицо» обычно относится к лицам, занимающим должности в государственных органах.

Следует отметить, что понятие «должностное лицо» также может быть определено законодательством субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, под «должностным лицом», ответственным за работу по предотвращению допинга и борьбе с ним, взаимодействуя с антидопинговой организацией, а также с федеральными органами в сфере спорта и медико-биологического обеспечения, может пониматься лицо, выполняющее соответствующие функции в должностном регламенте.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Краткий обзор

Министерство спорта уточнило круг должностных лиц, ответственных за противодействие допингу и сотрудничество с антидопинговой организацией, а также уполномоченных федеральных органов в сфере физкультуры и спорта и медико-биологического обеспечения спортсменов.

В общем случае, должностным лицом считается тот, кто осуществляет функции представителя власти или административно-хозяйственные функции.

Понятие «должностное лицо» применяется к лицам, занимающим должности в государственных органах.

Также законодательством региона может быть определено понятие «должностное лицо».

Для получения полной информации о документе, его вступлении в силу и изменениях используйте систему ГАРАНТ.

Административная ответственность: Права и обязанности в 2024 году

Порядок производства по делам об административных правонарушениях

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, виды правонарушений и ответственность за них определены Кодексом об административных правонарушениях.

В соответствии с законом лицо несет ответственность только за совершенные им правонарушения.

Советуем прочитать:  Подробная инструкция: открытие ИП через Госуслуги

Протокол составляется о совершенном правонарушении, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, назначения наказания на месте или при использовании технических средств фиксации.

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется дело, определены в законе.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело, или его представителю, обязательно разъясняются его права и обязанности, что отмечается в протоколе.

Одной из ключевых гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право на юридическую помощь защитника (статья 25.5 КоАП РФ). Защитником может быть адвокат или любое другое совершеннолетнее лицо по выбору лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, правонарушитель имеет право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прикладываются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство, предоставляется право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, подавать жалобы на родном языке или на другом свободно выбранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме перечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства (например, о проведении экспертизы и т.д.) и отводы, а также другие процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ).

Важно отметить, что на правонарушителя распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, согласно которым никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Также, для обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что он надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Что касается обязанностей, то в ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела, если судья, орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, признало обязательным его присутствие. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, которое может повлечь административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо обязательные работы.

Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ установлена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу, уплатить штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Эта обязанность сформулирована по-другому для иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Советуем прочитать:  Что такое СОИ и чем оно отличается от ОДН

Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, — выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Правовая группа МО МВД России «Алапаевский»

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административное лицо: Определение, обязанности и полномочия в 2024 году

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

(в редакции Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ, от 27.12.2018 N 510-ФЗ, от 06.02.2019 N 7-ФЗ, от 05.04.2021 N 76-ФЗ)

(см. текст в предыдущей версии)

Ключевые поправки в КоАП РФ, вступающие в 2024 году

Ключевые поправки в КоАП РФ, вступающие в 2024 году

Основные изменения в КоАП РФ, вводимые в 2024 году.

Федеральным законом от 25.12.2023 № 669-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, которые начнут действовать с 1 сентября 2024 года, корректируя правила ответственности в области транспортных перевозок.

Ключевые изменения в КоАП РФ,
вступающие в силу в 2024 году.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2023 № 669-ФЗ, в КоАП РФ внесены изменения, которые начнут действовать с 1 сентября 2024 года, в которых уточнены нормы об ответственности в сфере перевозок.

В частности, дополнены нормы об ответственности за нарушения правил заказных перевозок:

— к ответственности будут привлекаться не только за взимание платы с неопределенного круга лиц, но и за распространение информации о таких перевозках;

— индивидуальные предприниматели будут привлекаться к ответственности наравне с юридическими лицами.

За осуществление регулярных перевозок без маршрутной карты будет уменьшен размер штрафа.

Кроме того, введена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов автотранспортом или городским наземным электрическим транспортом, а также за распространение информации о такой деятельности. Штраф для граждан и должностных лиц составит 50 тысяч рублей, для юридических лиц — 400 тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2023 № 405-ФЗ, с 1 сентября 2024 года изменяются нормы о наказании за нарушение правил проезда по платным дорогам.

Ответственность за неоплату проезда по платным дорогам федерального значения будет установлена в КоАП РФ, а за проезд по региональным платным дорогам ответственность будут устанавливать регионы. Нарушения могут фиксироваться автоматическими камерами. Предусматривается возможность освобождения от ответственности и 50-процентная скидка при быстрой уплате штрафа.

Федеральным законом от 31.07.2023 № 402-ФЗ с 1 апреля 2024 года в КоАП РФ добавлена статья 13.51 «Нарушение порядка представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения».

Нарушение должностным лицом порядка и сроков представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения повлечет за собой штраф от 15 тысяч до 25 тысяч рублей. При повторном нарушении лицо может быть дисквалифицировано на срок до 1 года или оштрафовано на сумму от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год. Протоколы будет составлять Росздравнадзор, а дела об административных правонарушениях будут рассматриваться судами.

С 1 апреля 2024 года, в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 423-ФЗ, усилена ответственность в области производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, табачных изделий и сырья для их производства.

Также КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу несовершеннолетним сырья для этих продуктов и изделий.

Советуем прочитать:  Многофункциональный центр "Мои документы" в Ленинском районе

Согласно Федеральному закону от 25.12.2023 № 669-ФЗ, с 1 апреля 2024 года при привлечении к административной ответственности за нарушения при перевозке детей автобусами, не будет действовать 50%-ная скидка при быстрой оплате штрафа.

С 1 марта 2024 года увеличена ответственность за нарушение требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов (Федеральный закон от 13.06.2023 № 233-ФЗ).

Введена ответственность (ч. 3 ст. 20.30 КоАП РФ) за правонарушения в отношении объектов топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности, если эти действия не содержат признаков уголовного деяния. Административные наказания включают штрафы: для граждан от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; для должностных лиц от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет; для юридических лиц от 150 тысяч до 450 тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2023 № 668-ФЗ, с 1 марта 2024 года в КоАП РФ введены новые составы нарушений в области охраны окружающей среды:

— нарушение сроков и периодичности размещения, а также размещение недостоверных (неполных) сведений в информационной системе учета ТКО;

— нарушение порядка предоставления сведений в информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (например, ртутьсодержащие отходы, элементы литиевых аккумуляторных батарей, источники бесперебойного питания для компьютеров);

— неправильная эксплуатация (или прекращение эксплуатации), консервация либо ликвидация отдельных производственных объектов.

В соответствии с федеральным законом от 25.12.2023 № 649-ФЗ с 5 января 2024 года были уточнены нормы КоАП РФ о выдворении и контролируемом выезде иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

В частности, установлены следующие положения:

— максимальный срок содержания в специализированном учреждении до выдворения за пределы РФ составляет 90 суток, и при наличии оснований он может быть продлен на такой же срок;

— порядок рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания в специализированном учреждении до принудительного выдворения;

— порядок приведения постановления о выдворении в немедленное исполнение.

При назначении наказания в виде выдворения или контролируемого выезда за пределы РФ суд учитывает, в том числе, срок проживания в РФ, семейное положение, факты уплаты налогов, наличие дохода и жилья. Суд может учесть эти обстоятельства и заменить выдворение штрафом или обязательными работами.

Выдворение может быть заменено на другой вид наказания, если данное лицо:

— получило временное удостоверение личности либо свидетельство о рассмотрении по существу ходатайства о признании беженцем;

— получило временное убежище.

11.03.2024
Прокурор района

младший советник юстиции Н.В. Мартынов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector