Статья: Перспективы развития цифрового правосудия в России в сфере арбитражного судопроизводства
(Лаптев В.А.)
(«Вестник экономического правосудия Российской Федерации», 2023, N 5) Электронное письмо «Почты России» обеспечит быстрое уведомление всех участников спора, указанных в электронной анкете арбитражного дела; это позволит не только ответчику, но и самому истцу (для оперативного контроля) узнать о факте подачи иска (аналогично «Электронному стражу») и следить за информацией о нем.
Нормативные акты
Сервис «Электронный страж» в практике арбитражного юриста
Линейка юридических программ «Юрайт» разработана компанией из консалтинговой группы «WiseAdvice» – ООО «ЮРАЙТ». В 2003-2010 гг. ГК WiseAdvice называлась «Интелис».
Компания сертифицирована по международному стандарту качества ISO 9001:2008 с 2004 года. Аудиты Системы менеджмента качества «WiseAdvice» ежегодно проводятся авторитетной международной аудиторской организацией «Det Norske Veritas», что подтверждает высокое качество деятельности и постоянное развитие технологий.
Одним из ключевых направлений холдинга является автоматизация на базе 1С. «WiseAdvice» – один из ведущих партнеров-франчайзи 1С в Москве и имеет статусы «1С-Центр ERP», «1С-Центр компетенции по производству», «1С-Центр компетенции по торговле» и «1С-Центр компетенции по образованию».
На сегодняшний день мы успешно реализовали более 700 проектов по внедрению и автоматизации учета и управления на базе «1С: Предприятие 8».
За годы работы мы накопили значительный опыт автоматизации бизнес-процессов, который был успешно применен при разработке и развитии программных продуктов для юристов, представленных на рынке под торговой маркой «Юрайт».
В августе 2015 года компания «Юрайт» выиграла тендер Центробанка на доработку комплекса задач «Учет и обработка претензионно-исковых документов Банка России». «Юрайт» заменит старую систему учета судебных дел ЦБ РФ, не отвечавшую возросшим требованиям и разработанную еще в конце 90-х годов. В результате юридический департамент Центробанка получит новые возможности для повышения скорости и качества работы с судебно-претензионными делами.
Сегодня государство вкладывает значительные ресурсы в поддержку «электронного» правосудия. Так, на систему ГАС «Правосудие», по данным Счетной палаты РФ, с 2004 по 2014 годы было выделено около 17 млрд руб. Добавим, что с марта 2015 года исполнительные документы (прежде всего, исполнительные листы) можно заказывать и отправлять судебному приставу-исполнителю в электронном виде, а к началу 2016 года планируется в судебном процессе в рамках АПК, ГПК и УПК РФ разрешить сторонам подавать заявления и ходатайства в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Согласно законопроекту, решение суда может быть оформлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это создаст все условия для полного перехода на электронный документооборот в судебных процессах.
Таким образом, можно утверждать, что за последние годы электронное правосудие прошло путь от начальной стадии до весьма высокого уровня. По нашим прогнозам, в течение двух-семи лет все исполнительное производство и судебно-претензионная работа будут осуществляться исключительно в электронном виде (за редкими исключениями).
В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы» функционируют такие системы, как «Мой Арбитр», kad.arbitr.ru и «Электронный страж». Эти сервисы предоставляют возможность подписки на дела и дальнейшего получения уведомлений о новых событиях или документах по делу, а также о назначении или переносе заседаний.
Поскольку эти системы существуют около пяти лет, у них все еще есть ряд недостатков, некоторые из которых, вероятно, останутся нерешенными. На сегодняшний день в указанных системах отсутствуют следующие функции:
- оценка рисков по делам;
- контроль процессуальных сроков;
- сохранение писем по делам из kad.arbitr.ru с обновлениями по подписанным делам, которые сохраняются в системе;
- сохранение процессуальных документов непосредственно в системе;
- возможность ведения более 40 дел с одной учетной записи;
- доступ к записям о судебных заседаниях в «один клик»;
- коллективное использование (уведомление заинтересованных лиц о важных событиях, хранение внутренних документов, согласование ключевых исходящих документов и событий, составление аналитических отчетов по делам и т. д.).
Если рассматривать «коллективное использование» как отдельную функцию, используемую внутри компании, на рынке отсутствует система электронного документооборота (СЭД), которая могла бы эффективно автоматизировать судебно-претензионный процесс, за исключением специализированных решений типа «Юрайт».
В судебно-претензионной работе важен подход «от дела», при котором все входящие и исходящие документы привязываются к соответствующей задаче независимо от даты их создания. Юристу также необходима отчетность со специфичными атрибутами (сумма иска, следующее заседание по делу, суд/судья, результат рассмотрения в судебном заседании) и «реакция» на новый документ или событие. Под «реакцией» подразумевается выполнение задачи сотрудником, получившим письмо из арбитража: подготовка документов к следующему заседанию, внутреннее обсуждение правовой позиции с руководством и т. д., что можно настроить в системе «Юрайт». Кроме того, ни одна из существующих СЭД не предоставляет возможность интеграции с сервисами «Мой Арбитр» или «Электронный страж».
Программа «Юрайт: судебно-претензионная работа» эффективно решает эти проблемы, так как разработана специально для юристов и учитывает все особенности юридической практики:
Архитектура программы основана на карточке дела, к которой автоматически прикрепляются все соответствующие документы.
Единая база документов (исполнительных производств, исков, претензий) позволяет формировать всю необходимую отчетность.
Пользователи могут организовать коллективную работу, настраивать права доступа и сохранять всю переписку по делу, что обеспечивает внутреннее согласование процессов и решений.
Интеграция с системами «Электронный страж» и «Мой арбитр» упрощает внешний документооборот, включая отправку документов в суд с использованием электронной подписи, и позволяет оперативно реагировать на новые события в деле (включая документы от оппонентов или суда).
Автоматическое формирование задач на основе поступивших документов и гибкая система уведомлений не позволят забыть о важных событиях (встречах, судебных заседаниях).
Функционал программы позволяет оценивать риски в процессе ведения дела (вероятность выигрыша, проигрыша или мирового соглашения), производить их переоценку и давать стоимостные оценки последствий.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время наблюдается очевидная тенденция перевода юридического документооборота в электронный формат, поэтому использование программы «Юрайт» позволит уже сегодня соответствовать современным требованиям. Более того, эта программа способна решать различные организационные и управленческие задачи. Вы можете убедиться в этом самостоятельно, скачав бесплатную демо-версию «Юрайт: судебно-претензионная работа».
Электронное настоящее арбитражных судов в России
Арбитражные суды первыми начали осваивать электронные методы взаимодействия между участниками процесса и работниками суда.
На официальном сайте Высшего арбитражного суда РФ несколько лет назад начали развивать электронные информационные системы, ресурсы и сервисы, призванные помочь участникам арбитражного процесса. В этой статье мы рассмотрим некоторые из сервисов, объединенных в единую систему под названием «Электронное правосудие».
Отметим, что статья посвящена электронному правосудию в арбитражном процессе, так как арбитражные суды первыми начали внедрять электронные методы взаимодействия. Гражданские и уголовные процессы только начинают подвергаться «электронным» реформам, в то время как в арбитражном судопроизводстве реформы уже внедрены и приносят ощутимые результаты.
Система электронного правосудия включает не только рассматриваемые далее сервисы. Это также автоматизация внутренних процессов в судах, включая организацию внутреннего электронного документооборота. Более подробную информацию о его возможностях можно найти на официальном сайте Федеральных арбитражных судов РФ.
«Мой Арбитр»: ваш иск в надежных руках
Рассмотрим некоторые интернет-сервисы системы электронного правосудия, начиная с «Мой Арбитр». Этот сервис был представлен в январе 2011 года, почти одновременно с выходом Приказа Высшего арбитражного суда РФ от 12.01.2011 №1, утвердившего Временный порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде.
Три года спустя с выходом Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 №80 «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» ранее принятый Временный порядок утратил силу. В настоящее время при подаче электронных документов в арбитражный суд следует руководствоваться этим постановлением.
Система «Мой Арбитр» — это онлайн-сервис, доступный по адресу www.my.arbitr.ru, который позволяет подавать иски в арбитражные суды РФ в электронном виде через заполнение форм на сайте. Для этого требуется регистрация в системе «Мой Арбитр».
Один взгляд на главное окно системы показывает ее широкие функциональные возможности. С помощью инструментов, представленных здесь, можно круглосуточно и из любого места с доступом к интернету не только подать исковое заявление в арбитражный суд, но и ознакомиться с картотекой дел, решениями арбитражных судов, календарем судебных заседаний и другой полезной информацией.
Особого внимания заслуживает инструмент «Мобильная картотека», предоставляющий доступ к более чем 6 млн дел. Владельцы смартфонов на iOS и Android могут воспользоваться этой возможностью.
Для подачи иска через сервис необходимо заполнить соответствующие формы на сайте и, при необходимости, прикрепить отсканированные документы в формате .PDF. Учтите, что временный порядок для электронных документов предусматривает сканы, поэтому будьте готовы предоставить оригиналы по запросу судьи. Требования к сканам включают: черно-белый или серый цвет, разрешение минимум 200 DPI, размер не более 10 Мб. Подробнее о подаче электронных документов в суд можно узнать из статьи «Электронный документ в суде как письменное доказательство».
После подачи искового заявления через интернет-сервис «Мой Арбитр» (при условии правильного оформления) истец получает два уведомления на электронную почту, указанную при регистрации. Первое уведомление подтверждает поступление документа в систему подачи документов, второе – поступление документа в арбитражный суд.
«Электронный страж» – ваше всевидящее око
Следующим компонентом системы электронного правосудия является «Электронный страж», который позволяет отслеживать арбитражные судебные дела по различным критериям (номеру дела, названию компании, ФИО участника и т.д.). Для своевременного получения информации по конкретному делу или нескольким делам достаточно оформить подписку, и система будет автоматически отправлять соответствующие уведомления по электронной почте или SMS.
Онлайн-сервис «Электронный страж» также может быть использован для мониторинга значимых, резонансных дел. Владельцы бизнеса могут получать информацию о новых судебных исках, поданных против их компаний, просто зарегистрировав реквизиты своей организации в системе. В случае появления процессуальных действий в отношении компании руководство незамедлительно будет проинформировано.
Каждый пользователь, зарегистрировавшийся в сервисе «Электронный страж», получает уведомления:
● о поступлении жалоб от оппонентов в ответ на поданный иск;
● о датах, времени и месте проведения судебных заседаний;
● о документах, поступающих в систему по данному делу;
● о результатах рассмотрения интересующих дел и т.д.
Таким образом, «Электронный страж» позволяет быть в курсе событий и поддерживать юридическую безопасность предприятия.