Парковка во дворе жилого дома: рекомендации по организации

Старые здания чаще всего не имеют обособленных парковочных мест (о подземных парковках можно только мечтать), а новые дома тоже не всегда радуют автовладельцев. Возникают стихийные парковки, а иногда и настоящие войны за места для автомобилей. Но какие права на парковку имеют жильцы по закону и каковы правила парковки во дворах многоквартирных домов? Об этом пойдет речь в данной статье.

Гостевые и постоянные парковки

Согласно законодательству, гости (и жильцы) могут использовать так называемую гостевую парковку, то есть имеют право оставить автомобиль во дворе при условии, что он не нарушает никаких правил (например, не стоит на газоне) и парковка кратковременная. Оставлять автомобили на длительный срок на таких условиях запрещено. Однако, если жильцы оставляют свои машины на ночь возле дома, это считается временной парковкой, не требующей дополнительных оформлений. Ограничений существенных нет, но такие места не могут быть закреплены за конкретным водителем, поэтому претензии не имеют силы.

Если автовладельцы хотят оставлять свои машины на постоянном месте, то необходимо организовать стационарную парковку. Это возможно даже во дворе, но для этого требуется официальное оформление.

Постоянная парковка рядом с домом

Современные многоквартирные дома часто оборудованы парковками, как подземными, так и расположенными на придомовой территории. Это имущество принадлежит всем собственникам, и каждый имеет право его использовать.

Распределение парковочных мест может решаться на общем собрании жильцов. Новые жильцы могут столкнуться с отказом в пользовании парковкой из-за отсутствия мест. Однако важно помнить, что все имеют равные права на общее имущество дома. Если вам кажется, что ваши права ущемляют, инициируйте общее собрание жильцов и поднимите вопрос о перераспределении мест или расширении парковки. Формальности, связанные с созданием или увеличением площади парковки, могут оказаться не такими простыми, как кажется.

Как организовать парковку рядом с домом

Первым шагом нужно организовать собрание собственников для решения вопроса о создании парковки.

За организацию парковки и установку ограждающих устройств должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа голосов собственников. Только при таком количестве голосов решение будет положительным и зафиксировано в протоколе. Важно! Если проигнорировать требование собрать согласие жильцов и начать строительство без него, решение об организации парковки может быть признано недействительным.

Следующий этап — составление проекта. В проекте должны быть отражены следующие важные данные:

  • План территории.
  • План движения транспортных средств, места въезда и выезда.
  • Расположение ограничителей движения.
  • Тип покрытия.
  • План разметки.
  • Места установки специальных знаков и освещения — если это необходимо.

Рекомендуется обратиться в специализированную компанию для составления проекта, чтобы избежать претензий к его оформлению.

Далее нужно получить разрешения. Для организации парковки необходимо обратиться в местные органы самоуправления, ГИБДД и органы градостроительства и архитектуры. Последние две инстанции можно обойти, но лучше заручиться их поддержкой, особенно если планируется установка специальных знаков (например, «Пешеходная зона» или для ограничения скорости). А вот пожарную инспекцию игнорировать нельзя, так как должны соблюдаться требования к проезду пожарной техники во двор жилого дома.

Для организации парковки понадобятся следующие документы:

  • Протокол общего собрания собственников.
  • Справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете — участок должен не только стоять на учете, но и относиться к конкретному дому.
  • Разрешение от органа местного самоуправления.
  • Проект парковки.

Важно! Если домом управляет управляющая компания, организационные моменты она может взять на себя. Но жильцам все равно нужно организовать собрание и составить протокол, где указано, что не менее 2/3 собственников согласны на создание парковки.

Сроки ответа местных органов самоуправления на согласование или отказ в согласовании устанавливаются местными нормативными актами, но, как правило, не превышают 30 дней.

Заключительный этап включает непосредственно организацию парковки: уборка территории, ремонтные работы, установка необходимых элементов (асфальтирование, ограничительные столбики и прочее). Данными задачами может заниматься управляющая компания, а также подрядчики, которых могут нанять сами жильцы. Финансирование работ осуществляется за счёт жителей, обычно средства собираются с тех, кто будет пользоваться парковкой.

Куда жаловаться на нарушения, связанные с парковкой у дома

Даже при наличии организованной парковки (а тем более без нее) некоторые водители могут нарушать правила, паркуя машины на газонах, детских площадках, под окнами, вплотную к подъездам, причиняя ущерб насаждениям.

В таком случае следует добиться наложения штрафа на нарушителя за неправильную парковку. Для этого необходимо обратиться в полицию (ГИБДД). Однако, если прибывший сотрудник не обнаружит нарушений, он может наложить штраф на заявителя за ложный вызов.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала обязательна активная ссылка на источник.

Административное право

Здравствуйте. В нашем доме, прямо под моей квартирой, открыли пункт выдачи товаров маркетплейса Wildberries. Выгрузка товаров производится после 23:00, постоянный шум, слышимость огромная, слышен каждый звук, как сотрудники бросают коробки на пол, и весь рабочий день слышны клиенты и сотрудники этого «заведения». Как быть в данной ситуации? Какую жалобу подать, куда и с чего начать? Помещение Wildberries находится в жилом доме на первом этаже, оформлено как нежилое и сдано в аренду, но не подготовлено должным образом, в частности, отсутствует шумоизоляция.

22 ноября 2025, 21:45, вопрос №3927171, Иван, г. Фурманов

Лицензирование

Какое расстояние должно быть от алкомаркета до медицинского учреждения и как оно измеряется?

22 ноября 2025, 12:09, вопрос №3926536, Наталья, г. Санкт-Петербург

Уголовное право

Ермакова ночью на детской площадке жилого дома забрала детский велосипед с целью его продажи и получения денежных средств. При попытке покинуть место происшествия она была задержана соседом Мароковым – собственником велосипеда. Стоимость похищенного имущества составила 5200 рублей. Велосипед возвращен владельцу. Потерпевший утверждает, что ущерб значителен, так как его пенсия составляет 16 000 рублей, а велосипед куплен для внука, который редко бывает в гостях. В суде Ермакова полностью признала вину, раскаялась и извинилась перед потерпевшим, указав причиной преступления недостаток средств. Она совершила преступление впервые, на учете в диспансерах не состоит, имеет троих детей (16, 12 и 9 лет), которых воспитывает одна, положительно характеризуется по месту жительства и работы. Вопрос: Считаете ли вы доказанной вину Ермаковой? Если да, то по какому пункту, части, статье УК РФ квалифицировать ее действия? Помогите сформировать позицию защитника.

Советуем прочитать:  Как получить СНИЛС для ребенка

21 ноября 2025, 21:24, вопрос №3925813, Вадим, г. Москва

Здравствуйте. Я и несколько соседей из нашего дома получили штрафы за парковку на территории, предназначенной для автомобилей и расположенной за шлагбаумом на придомовой территории многоквартирного дома. Год или полтора назад в одной из квартир произошел пожар, и автомобиль, стоящий на разметке для спецтехники, помешал работе пожарных служб. После этого, по инициативе жильцов дома, был установлен знак 3.27, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем. Ранее штрафы не приходили, они начали поступать в конце лета. Я обжаловал четыре полученных штрафа, но был отменен только один. Можно ли получить экспертное мнение по этому вопросу? Насколько законны полученные штрафы, или проблема заключается в некорректной установке знака? Завтра меня пригласили на встречу в МАДИ для обсуждения этого вопроса. Чем можно аргументировать свою позицию?

Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне

Размещение и использование транспортных средств на прилегающих к дому территориях и во дворах: есть ли муниципальное решение?
Стихийные парковки во дворах – проблема нашего времени. Машины можно увидеть повсюду: на тротуарах, клумбах, газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха и хозяйственных нужд жителей. Переполненные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только для жителей, но и для органов власти. Практика показывает, что эту проблему можно частично решить с помощью совершенствования правил благоустройства территории, а также усилиями самих граждан.

Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных мест для парковки, и проблема загромождения дворов будет решена. Однако все не так просто: данная норма в настоящее время крайне затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца транспортного средства ставить его в гараж или на специально отведенные места для парковки. При этом законодательного определения понятия «парковка» в действующем законодательстве нет, и нельзя утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно наличие места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – значит нарушать его права как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.

Вопросы правоотношений в сфере транспорта, включая размещение транспортных средств и их эксплуатацию на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны соблюдаться технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей территории. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначено расстояние от открытых сооружений и парковок до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и оно должно составлять не менее 10 м.

Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25%, при условии отсутствия в гаражах открывающихся окон и если въезды не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, включающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Таким образом, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в рамках, не нашедших регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве через внесение изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствование муниципального законодательства.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ

В марте 2014 года в Правила благоустройства территории города Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения, касающиеся регулирования вопросов эксплуатации и содержания транспортных средств. Эта мера была вызвана необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с федеральным законодательством.

Поправки в Правила были направлены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также на запрет повреждения и загрязнения дорожных покрытий, так как эти требования уже регулируются федеральным законодательством. Некоторые нормы, направленные на создание и поддержание благоприятных условий проживания населения города, уточнены в Правилах для сохранения объектов благоустройства на территории города.

Советуем прочитать:  Вычисление объема

В частности, в Правила были внесены следующие изменения:

исключена статья 7 «Транспорт», а также один пункт из статьи 5, касающийся хранения транспортных средств в непредусмотренных для этого местах, поскольку регулирование этих отношений находится в компетенции федерального законодательства;

изменены и конкретизированы некоторые положения статьи 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.

Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Внесенные изменения позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, включая принятие решений на общем собрании собственников по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство позволяет собственникам жилых помещений в многоквартирном доме устанавливать правила, которые наиболее удовлетворяют их требования.

Реальную помощь в вопросах размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и другие формы непосредственного осуществления местного самоуправления и участия в его реализации. Согласно статье 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в местном самоуправлении в формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ и законам субъектов РФ.

С 2007 года в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов города Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, ответственное за организацию работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные проводят ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и других объектов. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы. В случае выявления нарушений составляются протоколы.

Квартальные жители вправе контролировать размещение автомобилей вне специально отведенных мест, выдавать предписания по этому вопросу и составлять протоколы. Например, в 2013 году они выписали 2218 штрафов за неправильную парковку, на общую сумму 1 494 400,00 рублей.

Сами жители также должны информировать о нарушениях, касающихся оставленных транспортных средств на своей территории. В этом плане положительный опыт Тюмени в выявлении так называемых «брошенных» автомобилей заслуживает внимания.

Запрет на парковку во дворах зданий: паника среди жильцов!

Недавно в интернете началась бурная дискуссия насчет запрета парковки во дворах многоквартирных домов. Поводом послужило определение Верховного суда, которое, по видимому, вызвало недоумение. В чатах жильцов началась паника: как так, нельзя больше ставить машины? Что теперь делать? Куда девать автомобили? Могут ли нас оштрафовать за это?

Управляющие компании тихонько начали предлагать платные подземные парковки и угрожать штрафами.

Мы решили разобраться, ведь не привыкли паниковать безосновательно. Вот что на самом деле сказал Верховный суд о парковках во дворах.

Источник:
Апелляционное определение ВС № АПЛ18-470

Что происходит с парковками?

Один из граждан решил выяснить, почему соседи паркуют свои машины прямо в его дворе. Это мешало детям, мамам с колясками и другим жильцам, которые не любили слушать гул двигателей. Он обратился к санитарным правилам.

Требования к обустройству территории возле дома

Разрешено Запрещено
Детская площадка Магазин
Место для игр и отдыха Павильон, киоск
Спортивные сооружения Мини-рынок
Хозпостройки Летнее кафе
Зеленая зона
  • Наоборот, согласно градостроительному кодексу, в жилых зонах допускается размещение стоянок для автомобилей.
  • Однако парковки во дворе должны быть именно гостевыми. Если их используют для постоянного размещения или хранения машин, то нарушается не пункт санитарных правил и норм, а автовладельцы или ТСЖ нарушают эти правила.
  • Итог. Во дворе дома действительно может быть гостевая парковка. Гражданин не смог отменить соответствующие пункты санитарных правил, они продолжают действовать. Но использовать эту парковку для длительного хранения своих автомобилей по санитарным правилам нельзя. Это является нарушением.

    Значит, во дворе все-таки нельзя ставить машины?

    Ставить машины во дворе можно при условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. Если есть специально оборудованное место для машин, возле многоквартирного дома может быть законная парковка — даже рядом с домом или детской площадкой. Для гостевых парковок нет требований по удаленности.

    Если управляющая компания заявляет, что теперь машину во дворе ставить вообще нельзя и парковки здесь никогда не будет, потому что это запретил Верховный суд, — это неправда.

    Пункты 2.3 и 2.10 санитарных правил никто не отменял.

    А если жильцы хотят ставить машины постоянно?

    Во дворе можно организовать и постоянную парковку, если соблюдаются расстояния от окон и фасада. Это зависит от количества машин: например, если стоянка рассчитана на 50 автомобилей, она должна быть оборудована в 15 метрах от стен дома с окнами. Если на стене нет окон, достаточно 10 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем дальше она должна быть от дома. Эти требования указаны в таблице 7.1.1 отдельного санитарного норматива 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Если площадь придомовой территории позволяет и жильцы не против, во дворе вполне можно оборудовать постоянную парковку. А будет ли она платной или бесплатной — решат собственники и управляющая компания.

    Если места для постоянной стоянки нет, то может быть гостевая. Однако определить, кто и насколько там оставил машину, в законе не указано. Тут можно столкнуться с трудностями при попытках что-то доказать.

    Что будет, если возле дома организована постоянная парковка?

    Если парковка устроена по правилам, с учетом расстояния от дома, это законно. Если кто-то из жильцов не согласен, ему придется смириться или поменять квартиру. Наличие машин во дворе при соблюдении нормативов не нарушает ничьи права и законы. Даже если кому-то кажется, что закон нарушен, — например, Роспотребнадзору, в который пожаловались соседи, — это еще нужно доказать.

    Если стоянка расположена слишком близко к дому или она самовольная, это повод для штрафа. В первую очередь штраф могут наложить на ТСЖ или управляющую компанию, размером от 10 до 20 тысяч рублей. Но только если доказано, что стоянка действительно оборудована слишком близко к дому, хотя была возможность сделать это без нарушений, и что УК не пыталась запретить жильцам ставить там свои машины. Штраф для граждан, которые нарушают санитарные правила и постоянно ставят машину на детской площадке или под окнами соседей, — максимум 1000 рублей, при условии, что нарушение зафиксировано и доказано в суде.

    Если кто-то из соседей очень захочет, наказание можно добиться. Хотя это получается не всегда.

    Вот пример из жизни. Летом 2018 года житель одного из московских домов пожаловался на парковку во дворе. Контролирующие органы проверили: парковка есть, но нарушений нет. Никто не был наказан, а гражданину отказали в двух инстанциях.

    В другой истории прокурор пытался признать придомовую парковку на 150 машин возле детской площадки нарушением, но суд не нашел нарушений.

    Требования закона о парковках во дворах жилых домов

    • не оставляйте транспортное средство с работающим двигателем;
    • не размещайте на стоянке грузовые автомобили с грузоподъемностью более 3,5 тонн;
    • не ставьте автомобиль так, чтобы он блокировал проезд другим транспортным средствам и спецтранспорту;
    • не паркуйтесь на тротуаре, детской или спортивной площадке, газоне или клумбе;
    • не ставьте автомобиль ближе чем 10 метров от служебных входов и выходов, ворот, гаражей;
    • не размещайте авто рядом с мусорными контейнерами;
    • не паркуйтесь под окнами жилых квартир.

    Получение водительских прав в Москве

    Обучение на категории А и В в удобное для вас время и в кратчайшие сроки!

    На каком расстоянии от дома можно парковать автомобиль

    • от 11 до 50 машиномест — не менее 15 метров;
    • от 51 до 100 машиномест — не менее 25 метров;
    • от 101 до 300 машиномест — не менее 30 метров;
    • свыше 300 машиномест — не менее 50 метров.

    Гостевая парковка у подъезда

    Гостевые парковочные места определяются согласно положениям СанПиН. Это специально отведенные места для автомобилей гостей жителей многоквартирного дома. По санитарным нормам на гостевом месте запрещено длительное нахождение транспорта. При этом нормативы не предусматривают конкретных требований к расположению таких мест. Таким образом, на короткое время можно парковаться на тротуаре или перед входом в подъезд. Однако, постоянная парковка перед подъездом в течение длительного времени является нарушением, за которое возможно наложение штрафа.

    Штрафы за парковку у подъезда жилого дома

    • остановка грузового автомобиля грузоподъемностью свыше 3,5 тонн — от 1500 до 3000 рублей;
    • остановка на месте для инвалидов — до 5000 рублей и эвакуация ТС;
    • парковка на тротуаре, если для пешеходов остается менее 2 метров — 2000 рублей и эвакуация;
    • долгая стоянка рядом с мусорными контейнерами — от 2000 до 5000 рублей;
    • парковка на клумбах или газонах — от 3000 до 5000 рублей;
    • перекрытие прохода пешеходам или проезда другим транспортным средствам — от 2000 до 3000 рублей;
    • незаконное устройство собственного парковочного места — до 5000 рублей.

    Где запрещено парковаться

    • Оставьте записку на лобовом стекле с извинениями за неудобства и номером телефона для связи.
    • Старайтесь не перекрывать проезд. Если приходится парковаться на тротуаре, обеспечьте проход шириной не менее 2 метров.
    • Если создаете препятствия, поставьте аварийный знак или включите аварийную сигнализацию.

    Парковка коммерческого транспорта во дворах

    К коммерческому транспорту относятся грузовики, автобусы, микроавтобусы и другие транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов. Приказом Минтранса от 17.05.2018 № 199, вступившим в силу 01.01.2020, запрещена стоянка коммерческого транспорта во дворах жилых домов. Однако есть исключения, позволяющие обходить этот запрет. Например, временная парковка разрешена для транспортных средств, вернувшихся из рейса или поставленных на ночь. В этом случае они должны находиться на специально оборудованных стоянках. Временная парковка фур, привозящих мебель, допустима. Запрет действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В других городах он не применяется, и санкции за его нарушение не установлены. Такси можно парковать во дворах, но не оставлять на ночь. Жильцы, использующие автомобили в качестве такси, могут парковать их на общих основаниях. Главное — соблюдать правила парковки.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector